Проблемный урок по химии в 8 классе
Программа курса химии для VIII-XI классов базового уровня образования Р.Г.Ивановой, Л.А.Цветкова
Учебник: Р.Г.Иванова «Химия 8-9», М., Просвещение, 2002
Дидакт. материал: Р.Г.Иванова «Вопросы, упражнения и задания по химии 8 - 9», Просвещение, 1999.
Цель урока: дать понятия «электролит», «неэлектролит», установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи вещества.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: прибор для испытания электрической проводимости жидкостей; 10 химических стаканов; кристаллические вещества: NaCl, CuSO4, KOH, BaCl2, Fe2(SO4)3, глюкоза; жидкости: вода, соляная кислота, серная кислота, спирт этиловый; стеклянные палочки; лакмус, пипетка.
Постановка проблемы
Приветствие.
В инструкциях к бытовым приборам в разделе техники безопасности всегда пишут «Беречь от воды».
Попробуйте объяснить, почему?
Ответ: Потому что вода проводит электроток.
Все ли вещества проводят ток?
Может, кто – нибудь из вас знает, как называются вещества, которые проводят электроток?
Ответ. Электролиты.
А соответственно, непроводящие ток?
Ответ. Неэлектролиты.
Вывод темы урока
Итак, тема сегодняшнего урока
Электролиты и неэлектролиты.
Разбор письменного домашнего упражнения
Дома вы должны были ответить на вопрос: «Где загорится лампочка прибора: в стакане с дистиллированной водой или в стакане с морской водой?» Ответ обосновать.
Ответ: в стакане с морской водой, потому что в морской воде растворено много ионных соединений, например, соль NaCl.
А в дистиллированной воде?
Ответ. Лампочка гореть не будет, так как в дистиллированной воде нет растворенных веществ.
Почему?
Какая связь в веществе?
Какие ещё типы связи вам известны?
Письменное задание в тетради
Задание на стр. 26 дидактического материала, №49. Распределите вещества в колонки по типам связи.
Физ. минутка.
Покажите типы связи.
(Д и Д – ковалентная неполярная связь;
М и Д – ионная связь;
М и М - ковалентная полярная)
Что вы сейчас показали? Какое отношение они имеют к сегодняшнему уроку? В веществах с какими связями пойдёт электроток?
Вывод
Итак, дайте и запишите определения электролитам и неэлектролитам. Приведите примеры веществ к каждому типу связи.
Электролиты – вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связями (например).
Неэлектролиты – вещества с ковалентной неполярной и малополярной связями (например)
Постановка проблемы (демонстрационный опыт)
Перед вами в стаканах кристаллические вещества. Вещества с ионной и ковалентной полярной связями, значит, должны пропустить электроток. Проверим!
Почему не загорелась лампочка?
Почему не пошёл ток через кристаллическое вещество?
Ответ. Нет заряженных частиц - ионов.
Когда в веществе образуются ионы?
Ответ. В растворе.
При каких условиях пойдёт электроток?
Ответ. Когда электролит в растворе, в воде.
То есть вода помогает разъединить электролит на ионы.
Вывод (демонстрационный опыт)
Итак, дайте самостоятельно определение электролитам и неэлектролитам.
Ответ: Электролиты – вещества, растворы или расплавы которых проводят электроток.
Неэлектролит - …
Давайте проверим вещества и их растворы на проходимость электротока.
Устное задание. Задание на стр. 25 дидактического материала, №48 (устно).
Работа на перспективу (тема следующего урока)
Представьте, мы пришли в супермаркет, где все товары классифицированы по своим свойствам и назначению. Химию тоже можно сравнить с супермаркетом, в котором вещества разделены на классы. Сегодня мы экспериментировали с веществами, которые относятся к разным классам: кислоты, щёлочи, соли.
Запишите в тетрадях примеры веществ.
(НСl, Н2SО4 – кислоты;
NаОН, КОН – щёлочь;
NаСl, ВаСl2, СuSО4 - соли)
Запишите в тетради примеры неэлектролитов, которые наиболее часто встречаются в быту.
(крахмал, спирт, глюкоза, сахар)
Дом. задание. §30; №3.
Консультация по выполнению домашнего задания (демонстрационный опыт)
В химии существуют вещества – помощники, которые помогают определить, какая среда у данного вещества. Например, химический индикатор лакмус в растворе кислот приобретает красноватый оттенок, в щёлочи – синий.
Оценки за работу на уроке.