Электролиты и неэлектролиты

Разделы: Химия


Проблемный урок по химии в 8 классе

Программа курса химии для VIII-XI классов базового уровня образования Р.Г.Ивановой, Л.А.Цветкова

Учебник: Р.Г.Иванова «Химия 8-9», М., Просвещение, 2002

Дидакт. материал: Р.Г.Иванова «Вопросы, упражнения и задания по химии 8 - 9», Просвещение, 1999.

Цель урока: дать понятия «электролит», «неэлектролит», установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи вещества.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: прибор для испытания электрической проводимости жидкостей; 10 химических стаканов; кристаллические вещества: NaCl, CuSO4, KOH, BaCl2, Fe2(SO4)3, глюкоза; жидкости: вода, соляная кислота, серная кислота, спирт этиловый; стеклянные палочки; лакмус, пипетка.

Постановка проблемы

Приветствие.

В инструкциях к бытовым приборам в разделе техники безопасности всегда пишут «Беречь от воды».

Попробуйте объяснить, почему?

Ответ: Потому что вода проводит электроток.
Все ли вещества проводят ток?

Может, кто – нибудь из вас знает, как называются вещества, которые проводят электроток?

Ответ. Электролиты.

А соответственно, непроводящие ток?

Ответ. Неэлектролиты.

Вывод темы урока

Итак, тема сегодняшнего урока

Электролиты и неэлектролиты.

Разбор письменного домашнего упражнения

Дома вы должны были ответить на вопрос: «Где загорится лампочка прибора: в стакане с дистиллированной водой или в стакане с морской водой?» Ответ обосновать.

Ответ: в стакане с морской водой, потому что в морской воде растворено много ионных соединений, например, соль NaCl.

А в дистиллированной воде?

Ответ. Лампочка гореть не будет, так как в дистиллированной воде нет растворенных веществ.

Почему?

Какая связь в веществе?

Какие ещё типы связи вам известны?

Письменное задание в тетради

Задание на стр. 26 дидактического материала, №49. Распределите вещества в колонки по типам связи.

Физ. минутка.

Покажите типы связи.

(Д и Д – ковалентная неполярная связь;
М и Д – ионная связь;
М и М - ковалентная полярная)

Что вы сейчас показали? Какое отношение они имеют к сегодняшнему уроку? В веществах с какими связями пойдёт электроток?

Вывод

Итак, дайте и запишите определения электролитам и неэлектролитам. Приведите примеры веществ к каждому типу связи.

Электролиты – вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связями (например).

Неэлектролиты – вещества с ковалентной неполярной и малополярной связями (например)

Постановка проблемы (демонстрационный опыт)

Перед вами в стаканах кристаллические вещества. Вещества с ионной и ковалентной полярной связями, значит, должны пропустить электроток. Проверим!

Почему не загорелась лампочка?

Почему не пошёл ток через кристаллическое вещество?

Ответ. Нет заряженных частиц - ионов.

Когда в веществе образуются ионы?

Ответ. В растворе.

При каких условиях пойдёт электроток?

Ответ. Когда электролит в растворе, в воде.

То есть вода помогает разъединить электролит на ионы.

Вывод (демонстрационный опыт)

Итак, дайте самостоятельно определение электролитам и неэлектролитам.

Ответ: Электролиты – вещества, растворы или расплавы которых проводят электроток.

Неэлектролит - …

Давайте проверим вещества и их растворы на проходимость электротока.

Устное задание. Задание на стр. 25 дидактического материала, №48 (устно).

Работа на перспективу (тема следующего урока)

Представьте, мы пришли в супермаркет, где все товары классифицированы по своим свойствам и назначению. Химию тоже можно сравнить с супермаркетом, в котором вещества разделены на классы. Сегодня мы экспериментировали с веществами, которые относятся к разным классам: кислоты, щёлочи, соли.

Запишите в тетрадях примеры веществ.

(НСl, Н24 – кислоты;

NаОН, КОН – щёлочь;

NаСl, ВаСl2, СuSО4 - соли)

Запишите в тетради примеры неэлектролитов, которые наиболее часто встречаются в быту.

(крахмал, спирт, глюкоза, сахар)

Дом. задание. §30; №3.

Консультация по выполнению домашнего задания (демонстрационный опыт)

В химии существуют вещества – помощники, которые помогают определить, какая среда у данного вещества. Например, химический индикатор лакмус в растворе кислот приобретает красноватый оттенок, в щёлочи – синий.

Оценки за работу на уроке.