Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
В нашей логопедической группе совместная деятельность логопеда и воспитателя осуществляется следующим образом. Обсуждаются лексические темы занятий с учетом уровня речевого развития детей; согласуется содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечается тот словарный минимум, который дети должны усвоить и затем использовать в связной речи. Необходимо задействовать словарный запас, заставить его “работать”. На специальных занятиях по разным лексическим темам дети знакомятся с соответствующим словарем, который обозначает разные предметы, признаки этих предметов, действиями с этими предметами. Дети также знакомятся с образованиями новых слов.
При формировании словарного запаса детей мы предусматриваем тематический подход к отбору словаря с опорой на те предметы и явления, которые постоянно окружают детей в повседневной жизни. Закрепление словаря происходит через игровую деятельность детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающем мире, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, учатся отвечать на вопросы, используя различные слова, (например, в ноябре проходило тематическое мероприятие “Правила дорожного движения”, где дети показали и рассказали, что и как называется и что надо делать). Этому предшествовало проведение занятий на тему “Правила дорожного движения”, настольные игры, где дети знакомились с новыми словами: мостовая, тротуар, пешеход, “зебра”, регулировщик.
< Рисунок 1>
Аналогичное мероприятие по “Правилам пожарной безопасности” происходило в декабре. Дети также осваивали новые слова: пожар, пожарный, пожарный расчет, гидрант, пожарный рукав, каска, снаряжение пожарного и т.д. В группе проводился конкурс детского рисунка на тему “Правила пожарной безопасности”.
< Рисунок 2>
Знакомство с различными видами спорта, игры, занятия помогли формированию словаря спортивных терминов: соревнования, матч, команда, финиш и т.д.
Дети самостоятельно начали использовать набор слов в подвижных играх, на соревнованиях.
< Рисунок 3, рисунок 4>
Работая по таким темам как “Семья”, “Профессия” дети знакомятся с различными словами, которые помогают для создания сюжетно-ролевых игр “Семья”, “Дочки-матери”, “Гараж”, “Моряк”, где дети используют слова-предметы, глаголы, признаки, которые помогают для общения друг с другом.
< Рисунок 5>
По отзывам родителей, в своих играх в домашней обстановке дети тоже начали использовать слова из словаря, который у них сформировался в детском саду.
Изначально детям средней группы трудно было общаться, т.к. в их речи мало использовались слова обозначающие глаголы, признаки. Речь состояла из пассивного обиходного словаря. В основном в играх использовались слова-одиночки, не образующие связку слов, переходящую во фразу.
Дети с О.Н.Р. в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем у детей с нормально развитой речью.
Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
В средней группе преобладание пассивного словаря над активным находит свое отражение в играх детей. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за нее, подражает примитивно гудению самолета, парохода и т.д.
В процессе нашей работы мы много разговариваем с детьми, в результате чего у неговорящих детей возникает потребность в речевом общении. Детям хочется спросить о чем-либо, сообщить что-либо. Занятия по развитию речи, логопедические занятия оказывают большое влияние на формирование и расширение словаря детей.
При формировании словарного запаса детей целесообразно предусмотреть тематический подход к отбору словаря с опорой на те, предметы и явления, которые постоянно окружают их в повседневной жизни.
Весь лексический материал обязательно используется в структуре связного
высказывания, т.е. включается в повседневную речевую практику. Мы используем группу картинок, которые учат детей понимать оттенки значений действий, выраженные приставочными глаголами, помогают усваивать образование притяжательных слов, уточнять знания о предметах и их частях, о словах с противоположным значением и т.д.
Дети наблюдают разнообразные действия и при этом слышат разное обозначение их словом, у них развивается “чувство языка”. Необходимым условием успешного развития речи, является использование активного словаря в сюжетно-ролевой игре и подбор разнообразных игрушек (кукол, одежды, наборов посуды, машин различного назначения и т.д.)
При общем недоразвитии речи дети в средней группе с трудом овладевали навыками применения предметов-заменителей, а также не могли выражать свои действия с ними словом. Но в процессе обучения, формирования словарного запаса и использования его в сюжетно-ролевых играх, организуемых воспитателем, активный словарь детей закрепляется.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми мы активно используем игры с правилами (это дидактические, подвижные игры, игры-драматизации сказок). Они имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.
< Рисунок 6>
В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей. Мы поощряем детей за правильные ответы на поставленные вопросы, воспитываем выдержку (ребенок должен отвечать на вопрос, только, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся воспитателем и логопедом (например, “Составь меню” по картинкам продуктов питания). Предварительно проводилось познавательное занятие воспитателем, а затем логопедическое занятие по отработке грамматического строя речи, и расширению словаря по теме. Потом дети самостоятельно в дидактической игре проговаривали разные слова при составлении меню и в сюжетно-ролевых играх “Семья”, “Кафе”, где происходило использование ими всех нужных слов (меню, официант, продукты, обслуживание, обед, ужин и т.д.)
<Рисунок 7>
Мы активно используем и подвижные игры, где у детей развиваются, совершенствуются не только основные движения, но и навыки речевого общения друг с другом. Дети любят соревноваться, проявлять свою смелость, находчивость, организованность. Ребята учатся выражать словом свои действия, свое возмущение, свою победу, используя в словаре спортивные термины (старт, финиш, победа, команда, правила игры и т.д.)
Т.о. совместная работа воспитателя и логопеда по развитию словаря на занятиях и закреплению его в игровой деятельности дает свои положительные результаты.
Чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.
Полноценная устная речь способствует общению детей друг с другом. Общение детей вызывает развитие игровой деятельности, расширению игровых сюжетов, игровых действий, длительности игр. А дети с хорошей речью, как правило, являются лидерами игры, что в свою очередь положительно влияет на развитие личностных качеств детей, их активности, эмоциональности, самостоятельности.