Применение РУ-граффити на уроках по баскетболу в общеобразовательных школах

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Физическая культура – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановления и развития телесных и духовных сил.

Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью. Это обусловлено высокой динамичностью и эмоциональной насыщенностью этой игры, ее увлекательностью и тем высоким накалом спортивных страстей, который возникает во время игры. Все это особенно характерно для детского и юношеского возраста и поэтому с таким увлечением школьники все больше и больше приобщаются к занятиям баскетболом. В школе баскетбол стал применяться значительно шире, и играют в него уже дети с младшего возраста.

Значение применения элементов баскетбола на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

С точки зрения функционального воздействия на организм занимающихся, баскетбол имеет исключительно важное значение.

Занятие баскетболом способствует успешному формированию двигательных навыков: развитию основных физических качеств, (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость) и положительных свойств личности (сообразительность, решительность, товарищество, коллективизм и др.)

Баскетбол является атлетической игрой и используется как средство общей физической подготовки в различных видах спорта в силу своего эффективного воздействия на органы дыхания и кровообращения, развитие скоростной выносливости, определяющей в значительной степени результативность спортивной деятельности во многих видах спорта.

Тренировка, занятия специальными упражнениями в баскетболе развивают силу и подвижность нервных процессов, что способствует повышению скорости двигательной реакции; совершенствует функции зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов, способствует увеличению поля зрения, повышению порога различия пространственного восприятия и т.д.

Все это оказывает положительное воздействие на формирование организма детей и подростков.

Баскетбол учит подростка честно и справедливо бороться, добиваться победы, помогать товарищу в беде.

Особенности методики обучения элементам баскетбола на уроках физической культуры в общеобразовательных школах.

Начальный этап обучения школьников баскетболу отличается особой сложностью и трудностью, так как обучение баскетболу школьников представляет собой не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

Конечной целью подготовки школьников является приобретение элементарных знаний,

умений и навыков, воспитание физических и психических качеств. В результате обучения баскетболу дети должны приобрести специальную игровую ловкость, представляющую собой сочетание специальных двигательных (моторных) и интеллектуальных качеств. Следовательно, достижение этой цели возможно только при такой организации учебного процесса, когда развитие двигательных качеств, овладение игровыми приемами органически сочетается с целенаправленным воспитанием личности.

Формирование двигательных навыков – важная задача обучения. Ее решают посредством специальных методов обучения: целостного и расчлененного.

Целостный метод позволяет сохранить у детей интерес к конкретному действию, имеющему всегда понятный и наглядный результат.

Расчленённый метод необходим при разучивании относительно сложных двигательных навыков, представляющих собой комплекс нескольких более простых элементов.

Разучивание нового осуществляется посредством методов показа, объяснения и упражнения.

С помощью первых двух методов у занимающихся создается представление о изучаемом движении. В дальнейшем эти представления уточняются и закрепляются в процессе упражнений.

Одним из методических приёмов в работе нами используется применение РУ-граффити (см. приложение № 2).

Многолетняя педагогическая практика и психолого-педагогические исследования в области баскетбола показали зависимость эффективности обучения от реализации принципа наглядности, что подчеркивает важность использования наглядных учебных пособий в практике баскетбола.

Разработанная система рисования упражнений в стиле граффити особенно перспективна для первоначального обучения баскетболу.

Лёгкость понимания юными школьниками материала позволяет использовать карточки в самостоятельных заданиях без дополнительного объяснения педагогом, обучающих элементам техники. Наглядность и точность передачи упражнения в рисунке, минимум методических указаний, расположение материала на отдельных карточках определяет методику использования пособия. Из картонного ящика в зависимости от задач занятия учитель отбирает по реестру карточек нужные, складывая их в порядке, необходимом для проведения занятия.

При использовании наглядного пособия облегчается индивидуальный подход к учащимся, повышается уровень стимуляции интереса к занятиям, ускоряются темпы обучения двигательным навыкам.

Реализация принципа наглядности обучения в настоящее время тем более важна, что школьники, привычные к картинке телевизора, значительно легче познают смысл и содержание рисованного упражнения, чем его текстовое описание.

Далее мы предлагаем Вашему вниманию конспект одного из уроков по баскетболу для средней школы, в частности в 7-ом классе, где реализуются такие простые элементы техники игры в баскетбол, как ловля и передача мяча (см. приложение № 1). А также мы выполнили презентацию для показа на уроках с применением мультимедийного оборудования (см. приложение № 3).