ЦЕЛЬ: Закрепление умения читать и писать слова с буквой «Ш» и с ранее изученными буквами; закрепление умения применять правило «Ши пиши с буквой И»; развивать умение читать целыми словами, полно отвечать на вопросы, учить группировать слова, выделять лишние, прививать интерес к чтению, сказкам.
ОБОРУДОВАНИЕ: книги, рисунки учащихся, таблицы с буквами, рисунок Буратино; пазлы: Жи, ШИ, ПИШИ с И; кукольный театр (бабка, дед, внучка, дом); грамзапись песен Клары Новиковой «В мире много сказок».
Ход урока
Учитель: В мире много замечательных сказок, чтобы их прочесть – нужно знать грамоту. Сегодня мы отправимся в мир сказок, по пути продолжим знакомство с буквами. С каким звуком мы познакомились вчера?
Ученик: Познакомились со звуком [Ш].
Учитель: А что знаете об этом звуке интересного ?
Ученик 1: Он всегда согласный.
Ученик 2: Он всегда синий, не бывает зеленым.
Ученик 3: Он всегда твердый, как и [Ж].
Ученик 4: Этот звук обозначается буквой Ш (Ша). А еще я знаю, что ШИ пишется с буквой И.
Учитель: Замечательно. Посмотрим, как Миша, Диана, Алина, Маша и Владик справятся с заданиями у доски. Чтобы найти свое задание, нужно найти на доске половинку своей карточки, собрать пазл и выполнить задание.
Задание у доски:
- Ж Составить слова, используя буквы Ш А Ф Р А К
- И Написать имя сказочного героя, изображенного на рисунке (Буратино). Разделить на слоги, поставить ударение.
- Ш Написать слова во множественном числе, подчеркнуть слова, которые не переносятся:
крыша – (крыши)
груша – (груши)
ухо – (уши) - И Исправить ошибки: У МИШЫ МАШЫНА
- ПИШИ с И Составить слова из слогов: ШИ, ЛИ, МЫ, НЫ, ПИ
Учитель: Пока ребята работают у доски, мы послушаем замечательные слова человека, чей голос вы часто слышите в сказках, мультиках.
(Звучит грамзапись Клары Румяновой «В мире много сказок»).
Ах, как бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где все по-другому.
Это мечта девочки Алисы из страны чудес, а в этой стране, размечтавшись, можно быть и Железным дровосеком, и Страшилой, и девочкой Вафелькой, и Поросенком. С мечтой должны дружить и взрослые, и дети. На крыльях мечты можно унестись в чудесные страны, в сказки. В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.
Учитель: Кто знает, чьи это слова?
Ученик 1: Не знаем.
Ученик 2: Голос знакомый, но не знаю, кто это.
Учитель: Сережа, прочитай, как зовут эту известную артистку. (Запись на доске).
Ученик: Клара Румянова.
Учитель: Это портрет артистки и сказочные персонажи, которых озвучила Клара Румянова. Узнаете их?
Ученик 1: Да, это Чебурашка.
Ученик 2: А это мамонтенок Дима, который маму искал.
Ученик 3: Я вспомнил . Это Ежик, который летал на облаках.
Ученик 4: А еще ее голосом говорит Заяц из мультика «Ну погоди!».
Учитель: Молодцы. Вспомнили много сказок.
К нам в гости пришла девочка из нерассказанной еще сказки. (На доске - рисунок девочки в зимней одежде, которая держит на ладошке еловую шишку). Вам нужно будет сочинить дома сказку об этой девочке.
А сейчас поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Пять вещей на букву ША
(шуба, шапка, шарик, шнурки, шишка).
Записать в тетради названия этих предметов.
(Дети записывают самостоятельно).
На доске учитель открывает слова: ШАРФ, ШАПКА, ШУБА, ШНУРКИ, ШИШКА
Учитель: Проверьте, все ли эти слова у вас записаны, допишите недостающие. А какое слово вы считаете лишним?
Алеся: Я думаю, что слово ШИШКА лишнее, остальные слова – это одежда.
Влад: Я думаю, что ШНУРКИ, они тоненькие.
Миша: ШАРФ – это лишнее слово, в нем один слог, а в остальных словах два слога.
Диана: ШИШКА – это лишнее слово, там орфограмма ШИ.
Учитель: Замечательно. Вернемся к сказкам. (На доске слова: Пушкин, Шишкин, Маршак, Носов). Прочитай эти слова, Алина. Что вы хотели мне о них сказать?
Ученик 1: Это все имена собственные, это фамилии.
Ученик 2: А одно из них лишнее. Шишкин – это художник, Вы нам о нем говорили, а остальные – это писатели.
Учитель: Предлагаю посмотреть репродукцию картины Шишкина «Лесные дали».
Ученик: А еще Шишкин лишнее слово, там есть орфограмма ШИ
Учитель: А у меня лишнее слово – НОСОВ, в остальных есть буква Ш, а в этом нет.
Учитель: Молодец. А я о таком варианте даже не подумала. Это все известные русские писатели. Какие сказки этих писателей вы знаете?
Ученик 1: «Сказка о золотой рыбке» Пушкина.
Ученик 2: «Сказка о царе Салтане» Пушкина.
Ученик 3: Носов о Незнайке написал сказку.
Учитель: Это авторские сказки. Почему их так назвали?
Ученик: Их сочинил сам автор.
Учитель: А есть народные сказки.
Ученик : Потому что их сочинил народ, люди.
Учитель: Бывают русские, кабардинские, балкарские сказки; сказки других народов. Покажите, какую сказку вы читали дома и принесли на урок.
(Учащиеся показывают книги классу).
Учитель: Попутешествуем по вашим сказкам. Вы прочитаете отрывок сказки, а мы угадаем название.
(Несколько учеников читают отрывки из сказок и называют слова с буквой Ш, которые встретились в сказке).
Физминутка:
Учитель: А сейчас мы отдохнем. Встанем и будем хлопать в ладоши, если встретилось слово со звуком [Ш]. Можно немножко и потанцевать под музыку. Клара Румянова исполнить нам песню Чебурашки. (Звучит песня Чебурашки в исполнении Клары Румяновой «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной…»).
Учитель: Можно сказки читать, а можно показывать их самим, у нас есть для этого кукольный театр. Девочки покажут отрывок из сказки, а вы должны угадать, о какой сказке идет речь.
Учащиеся: Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Маша. Позвали подружки Машу за грибами в лес. Маша и заблудилась. Пришла она к избушке, постучала в дверь и вошла.
Ученик 1: Это сказка «Маша и медведь».
Ученик 2: Так начинается еще сказка «Три медведя».
Ученик 3: В одной сказке медведь добрый, а в другой - они злые.
Учитель: А почему?
Ученик: Потому что в одной сказке Машенька прибралась в доме, и медведь ее не обидел, а в другой - она устроила беспорядок и разозлила этим медведей.
Учитель: Какой надо сделать вывод?
Ученик: Когда приходишь в гости, надо вести себя хорошо.
Учитель: Молодцы. Проверим теперь работу ребят у доски. Какое получилось из карточек правило? (ЖИ , ШИ пиши с буквой И).
Первый ряд проверяет первое задание, второй – второе, третий – третье; четвертое и пятое задания проверяем все вместе.
Ребята хорошо справились с заданиями, молодцы.
Посмотрите на эту запись.
(На доске: САШЫ У ШЫШКИ).
Ученик1 : Это слова, там нужно исправить ошибки. ЖИ, ШИ пишется с буквой И.
Ученик 2: Слово Саша пишется с большой буквы. Это – имя собственное.
Ученик 3: Можно составить предложение.
Учитель: Составьте и запишите предложение в тетради, подчеркните орфограммы.
Проверка работы.
Учитель: А вы можете сказать, о ком идет речь в предложении – о мальчике или девочке?
Ученик 1: Саша – это мальчик.
Ученик 2: А можно назвать и девочку Сашей.
Учитель: А как полное имя будет?
Ученик 1: Александр, Александра.
Ученик: Пушкина звали Александр Сергеевич.
Учитель: Молодцы. Найдите в предложении гласные и подчеркните их.
Ученик: Я нашла А, И, У.
Учитель: Какая лишняя?
Ученик: Лишняя И, потому что она смягчает согласные, если стоит после них, а А и У делают согласные твердыми.
Учитель: Много сказок мы читали, даже посадили свое волшебное бобовое зернышко, оно уже проросло; нарисовали рисунки к сказкам.
Всем нужно угадать, к какой сказке рисунок.
(Дети отгадывают сказки. Рисунки – на доске).
Учитель: Молодцы, хорошо поработали, попутешествовали по сказкам, много узнали интересного. А какую орфограмму нужно заполнить?
Ученик: ШИ пиши с буквой И.
Ученик: [Ш] всегда синий, твердый.
Учитель: Дома вы продолжите путешествие в мир сказок и сочините свою сказку о девочке Саше.