Слайд 2
Наша жизнь, современное общество требует подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. “Способности – объяснение вашего успеха” (психолог и писатель Г. Томпсон). Поэтому необходимо наиболее раннее выявление и развитие способностей воспитанников.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех обучающихся, о развитии задатков каждого ребенка.
Слайд 3
Можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.
- Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учебе, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Слайд 4
Работу педагогов отдела с детьми по двум направлениям можно представить в виде схемы.
1. Выявление детей, обладающих определенными способностями
- целенаправленное наблюдение, которое позволяет выявлять детей, имеющих склонность к определенному виду деятельности. В группах из 12-15 детей педагог может выделить тех, кто быстрее других справляется с заданием, имеет высокую познавательную активность, т. е. наблюдение помогает выделить детей, отличающихся от других;
- диагностика специальных способностей (определение склонности детей, их личностной направленности). Мы нашли в разных источниках, обобщили и систематизировали диагностики, помогающие выявлять технические, исследовательские способности, компьютерную одаренность.
Слайд 4 (гиперссылка «личностно-развивающая воспитательная система» на слайд 5)
- Реализация личностно-развивающей воспитательной системы:
Проведение кружковых и межкружковых мероприятий, участие в мероприятиях учреждения.
Проводится межкружковой выставка-конкурс детских работ «Зимние узоры» (работы, представленные на этот конкурс, вы видите на экране). В выставке приняли участие воспитанники кружков «Компьютерная грамотность», «Оператор ПК» «Компьютерная графика», «Основы информатики». Победители и призеры были отмечены грамотами и призами.
Слайд 5 (Гиперссылка «цветок» – вернуться на схему)
Нашим отделом в начале февраля традиционно организуется Неделя науки и техники, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:
- научно-практическая конференция НОУ «В XXI век с добрыми помыслами, светлыми идеями»;
- турнир смекалистых для воспитанников «Профи-клуба» «Время искать, познавать, удивляться!»;
- интеллектуально-творческий конкурс для воспитанников младшего школьного возраста «Хочу все знать!»
- выставка работ детского технического творчества;
- встреча с доцентом Магнитогорского государственного технического университета, кандидатом физико-математических наук У. Ш. Баязитовым.
Участие в этих и других мероприятиях помогает воспитанникам проявить свои творческие и коммуникативные способности. Педагог имеет возможность выявить детей, имеющих определенные способности.
Слайд 4 Гиперссылка «индивидуальное, дифференцированное обучение» на слайд 6
2. Создание условий для оптимального развития одаренных и просто способных детей:
- создание индивидуальной образовательной траектории для развития творческого потенциала воспитанника (индивидуальное и дифференцированное обучение, индивидуальный подход в обучении и проверке знаний, задания повышенной сложности для способных воспитанников, консультации, собеседования, выполнение творческих заданий, проектов);
Слайд 6 Гиперссылка «цветок» - вернуться на схему
Слайд 4 Гиперссылка «участие в выставках, конкурсах, конференциях» на слайд 7
- участие в выставках, конкурсах, конференциях различного уровня. Воспитанники нашего отдела принимают участие как в традиционных мероприятиях, так и в Интернет.конкурсах, выставках. На слайде представлен далеко неполный комплект грамот наших воспитанников.
Слайд 7 гиперссылка «цветок» вернуться на схему
За два месяца учебного года наши воспитанники приняли участие в:
- городской фотовыставке «Мир глазами детей»,
- городской выставке-конкурсе народных промыслов и ремесел «Мастерская»,
- городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители XXI века»,
- городской выставке технического творчества «Творчество юных»,
- региональном конкурсе детских работ «Сам себе спасатель»,
- региональная выставка-конкурс «Россия – матушка, Урал – батюшка»,
- Всероссийском конкурсе исследовательских работ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»( г. Обнинск),
- Российском открытом заочном конкурсе-проекте «Познание и творчество» (г. Обнинск),
- Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России» (г. Москва).
Слайд 4 Гиперссылка «стимулирование творческой деятельности одаренных детей» на слайд 8
- Для создания благоприятных условий развития одаренных детей необходимо стимулирование творческой деятельности одаренных детей
Для обучающихся важно, чтоб их старания, победы были замечены и отмечены. Мы стараемся отмечать наших победителей на сайте учреждения, в информационных листках. Педагоги ходатайствуют о награждении наиболее отличившихся воспитанников на итоговом Дне творчества в конце учебного года. Родителям пишутся благодарственные письма за хорошее воспитание. За заслуги и победы некоторые воспитанники получают пригласительный билет на традиционную новогоднюю елку с Мэром города. За прошедшие два года два наших воспитанника были удостоены звания «Стипендиат Главы города».
Слайд 9
По этим направлениям работают педагоги нашего отдела. Главное условие успешной работы с детьми это то, что педагог сам непременно должен быть увлеченным своим делом, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, умелым организатором, воспитателем, психологом, знатоком во всех областях человеческой жизни.
Педагоги нашего отдела тщательно готовятся к каждому занятию, ими разработан богатейший дидактический материал, для них важно всегда быть интересными детям. Педагоги отдела работают с детьми разного возраста, и к каждой возрастной группе подобран раздаточный, наглядный демонстрационный материал для каждого занятия. Педагогами используются интерактивные энциклопедии, обучающие мультфильмы, развивающие игры, прикладные программы и др.
Подобная работа позволяет педагогам развивать задатки и способности воспитанников, чтобы они могли реализовать свой потенциал и стать успешными в обществе.