Цели:
1) Познакомить с русской сказкой.
2) Развивать речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать.
3) Совершенствовать технику чтения. Навыки пересказа и ролевого чтения. прививать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: наглядный материал с изображением героев народных сказок. Домики для сказочных персонажей, маски для Собаки и Медведя, макет телевизора, карточки с заданиями. Использование ИКТ портреты: С.Маршак, А.Пушкин, Братья Гримм, Л.Толстой, Г-Ч Андерсен.
Тип урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.
Форма урока: урок-сказка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
НОВАЯ ТЕМА
1) ИКТ (можно нарисовать поезд, приклеить портрет к карточкам вагонам)
- Ребята, отгадайте кто в нашем поезде?
(В каждом вагоне один сказочник: в 1 вагоне А.С. Пушкин, во 2 вагоне - Л.Н. Толстой, в 3 вагоне К. Чуковский, в 4 вагоне - Г-Ч, Андерсен; в 5 вагоне - братья Гримм)
Учитель: Ребята, шестой поезд пустой. Как вы думаете, для кого он предназначен?
Ученик: Для любимого сказочника.
Учитель: Правильно. (Ребята называют 2-3 авторов)
- Что объединяет этих людей?
Ученик: Они придумывают сказки для детей.(К доске прикреплены картинки: дворец, избушка, теремок)
Учитель: Отгадайте, кто в первом домике живет?
Ученик: Мышка-норушка. Лягушка. Медведь…
Учитель: В избушке кто живет?
Ученик: В избушках живут герои бытовых сказок.
Ученик: Это дворец. Здесь живут волшебные герои: феи, злодеи…..
Учитель: Какие сказки бывают?
Ученик: Бытовые, волшебные, о животных.
(Выставить на полке сказки о животных)
(Дети называют авторов, читают названия сказок)
Учитель: О чем мы будем говорить сегодня?
Ученик: О сказках. (Входят двое ребят в масках “Собаки” и “Медведя”.
Учитель: Кто герои сказки?
Ученик: Собака и Медведь.
Учитель: К какому типу сказок входит?
Ученик: К бытовым сказкам.
3. Учитель сообщает тему урока.
1) (Ролевое чтение. За автора читает учитель)
Учитель: Найдите и прочитайте фамилию сказочника.
Ученик: Это народная сказка. Ее сочинил народ.
Учитель: Передавая из уст в уста народное творчество дошло до нас.
В 6 вагон поселим. Народные сказки”. И отправим в путь наш поезд!
Учитель: Какая эта сказка?
ВЕСЕЛАЯ?
ГРУСТНАЯ?
СМЕШНАЯ?
4. Составить план по к сказке помощью учителя.
1) ХОЗЯИН ПРОГНАЛ СОБАКУ.
2) МЕДВЕДЬ В ДЕРЕВНЕ.
3) СОБАКУ ВЕРНУЛИ В ДОМ.
Учитель: В каком из трех вариантов показана главная мысль?
Учитель: К какому жанру относится текст? (Сказка)
Учитель: Ребята, почему вы решили, что это сказка?
Ученик: Животные разговаривают, советуются, ведут себя как люди. Начало текста “Жили-были” сказочное…
(К доске прикреплены 3 картины с использованием ИКТ)
(Охарактеризуйте героев сказки, используя опорные слова: труженица, добрый, умный, справедливый, жестокий, злой, неблагодарный.
Учитель: Вы, ребята, на чей стороне? Почему?
(Предлагается рассмотреть иллюстрации на страницах учебника - 120-122)
5. Работа с учебником.
1. Выборочное чтение.
- Прочитать по ролям разговор Собаки и Медведя.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
а) Прочитать абзац. Найти слово с непроверяемым гласным: сОбака
б) Найти слово с проверяемым гласным;
Найди проверочные слова: сторОж – сторОжка, стороЖить
в) Прочитать в первой части сказки все вопросительные предложения.
г) Выписать со 2 абзаца слова с смягчающим Ь (мягким знаком) на конце.
ЛАЯТЬ. МЕДВЕДЬ. КОРМИТЬ
Разделить эти слова на группы.
КТО? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Медведь лаять, кормить.
д) найти в тексте слова и выражения близкие по смыслу данным
НЕ ПЕЧАЛЬСЯ - (не горюй)
СНОВА – (опять).
ПОДОЙТИ ТИХО – (подкрасться)
ЗАРЕЗАЛ корову – (ЗАДРАЛ корову)
е) Найти в 3 абзаце предложения, в которых есть предлоги. Прочитать. Назвать предлоги. (Двое ребят читают последний абзац “по цепочке”)
Найти слова с предлогами.
ПОшел. ПРИнес. . ЗАдрал. Захотел. ПРОгнал.
ж) Найти в тексте двусложные слова, которые нельзя перенести ЕЩЕ. ИЛИ.
з) В 1 абзаце найдите родственное слово к слову КОРМ – (кормить).
- Придумайте еще несколько - однокоренных слов.
КОРМОВОЙ –НАКОРМИТЬ- ОТКОРМИТЬ.
и) В третьем абзаце найдите самое длинное слово, найдите корень, подберите однокоренные слова..
соСТАРилась - старый, устарел, старил….
6. В дверь звучат.
1) В класс заходит “ПОЧТАЛЬОН” с конвертами.
Почтальон: ебята, я знаю, что вы любите загадки. Пословицы, скороговорки, сказки. Я сегодня принесла вам письма.
В этих письмах карточки. Вы по карточкам из слов составляете предложения. Каждый ряд получает письмо.
Ответы: ПЕРВЫЙ РЯД.
Нет друга ищи, а нашел - береги. (Дети объясняют смысл пословицы).
Ответы: ВТОРОЙ РЯД.
С хозяином дружит, дом сторожит. (Отгадывают загадку)
Ответ: ТРЕТИЙ РЯД.
Летели лебеди с лебедятами. (СКОРОГОВОРКА. Повторяют несколько раз)
2) Какой вывод сделали из прочитанного?
- Добро побеждает зло.
- Дружба дороже всего
СЛУШАЮТ песню о дружбе. Дети подпевают.
- Дети, вы любите читать сказки? Сейчас решим кроссворд. (Каждый ученик получает кроссворд “Сказочный)
1) Автор “Сказки о рыбаке и рыбке”. (А.С. Пушкин)
2) “…она была маленькая-маленькая, всего в дюйм). (Дюймовочка)
3) “….. на горошине”. (Принцесса)
4) Была у них внученька ……. (Машенька)
5)”Я от дедушки ушел…” (Колобок)
6)Сестрица …… (Аленушка)
7).Автор сказки “Принцесса на горошине”. (Г.Х. Андерсен)
8) Литературный жанр. (Сказка)
ИТОГ УРОКА
- Какую сказку прочитали?
- Хотите узнать, чем отплатила собака медведю? Возьмите в библиотеке сказку “ Медведь и собака” и прочитайте до конца.
Сделайте к сказке иллюстрации.