Цели:
- ознакомить детей с произведением С.В.Михалкова,
- отрабатывать навыки осознанного чтения;
- развивать внимание, память, речь учащихся, умение работать в группах,
- прививать чувство бережного отношения к природе.
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
Сейчас я вам загадаю загадку и, если вы правильно отгадаете, то узнаете, о чем мы будем читать на уроке.
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем.
- Правильно, ель, наша елочка.
- А какой праздник приближается?
- Да. Чем примечателен этот праздник?
- Все правильно, и сегодня мы будем читать стихотворение Сергея Михалкова “В лесу стояла елочка” и при помощи разных цветов постараемся понять чувства, мысли, состояние, настроение, которые нам хотел передать автор. Тема урока “Анализ по цвету стихотворения Сергея Михалкова “В лесу стояла елочка”
3.1. Изучение нового материала.
- Послушайте мое чтение- Нам встретились незнакомые слова: смолистая, полутораметровая, показалось ей.
Смолистая – от слова “смола”,
- Значит, у елки есть что? (смола)
Поэтому она смолистая, липкая.
Полутораметровая – от слов “полтора”, “метр”
- Тогда елка какой высоты? Больше или меньше метра? (больше)
Выходит высота елки, один метр, 50 см, в русском языке эти два слова объединили, и получилось “полутораметровая”.
Показалось ей – это словосочетание, которое показывает неуверенность, елка точно не знает, ей кажется.
3.2. Первичная проверка понимания.
- О чем говорится в стихотворении? (о елке)
- Еще что можете сказать о елке?
- Ребята, елка здесь живой предмет или неживой?
- Да, Сергей Михалков показал здесь живую елку, её переживания, страдания, радость и счастье.
3.3. Чтение учащихся.
- Ребята, я по вашим глазам вижу, как вам не терпится прочитать стихотворение.
Давайте сперва потренируемся и прочитаем сложные слова.
- Полутораметровая
- Поздно
- Чувство
4. Физкультпауза. Представим себя елочками.
- Выросла елочка полутораметровая, потягиваемся, раз-два
- Елочка знакомится с окружающим миром, поворачиваем туловище, раз-два.
- Елочка – красавица выпрямляет ветки, работаем кистями рук, раз-два.
- Елочка в ожидании чуда, все сели.
5. Чтение текста.
- Читаем стихотворение Сергея Михалкова “В снегу стояла елочка”. Здесь шесть строф, первую читает,
- вторую –…
- третью – …
- четвертую строфу –…
- пятую –…
- шестую строфу -…
6. Работа по цветам
- Вот мы прочитали стихотворение, а сейчас нам предстоит очень интересный вид работы.
Смотрим на таблицу. Здесь буквы. Какие ? (гласные)
- Что интересного в них? (написаны разными цветами)
- А-Я каким цветом? О-Ё, Э-Е, И, У-Ю, Ы?
- Наукой доказано, что эти буквы имеют подобную окраску. Оказывается, содержание стихотворения может соответствовать этим цветам. Сейчас в этом мы убедимся, сделав анализ по цвету.
- Первая команда будет работать с первой строфой, вторая -со второй, третья -с третей. Четвертая - с четвертой…
- У вас на партах по шесть цветных карандашей, каждый член команды берет по одному цвету и красит те буквы, которые обозначают этот цвет. Например, у тебя какого цвета карандаш? Значит, ты какие буквы красишь?
(Сбор информаций)
- Мы закончили красить. Теперь будем заполнять таблицу цветов для анализа по цвету. Сколько красных букв в первой команде?
буквы | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда | 6 команда |
А, Я | 13 | 3 | 9 | 8 | 8 | 11 |
О, Ё | 4 | 8 | 8 | 7 | 5 | 3 |
Э, Е | 11 | 5 | 7 | 1 | 6 | 7 |
И | 1 | 8 | 2 | 3 | 5 | 4 |
У, Ю | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 |
Ы | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
- Как видно по таблице, в первой строфе, в основном, преобладает красный цвет.
- Красный цвет какой? (яркий, красивый, резкий, привлекательный, торжественный, заметный)
- Да, красивый и привлекательный.
- Значит, буквы А, Я делают эту строфу яркой, привлекательной, благодаря им, мы чувствуем приближение праздника.
- Как вы думаете, что ждет елочка каждую зиму? (новый год)
- Приближается Новый год, у елки хорошее настроение, что она кого-то порадует и стоит в ожидании чуда.
- А во второй строфе по восемь голубых и синих букв.
- Голубой цвет холодный, елочка как себя чувствует? (испуг, одиночество, бессилие)
-Эти неприятные чувства передаются голубым цветом. В свою очередь, синий цвет показывает тревожное состояние елки.
- Как вы думаете, подходят ли голубой и синий цвета содержанию этой строфы?
- Какой цвет преобладает в третьей строфе? (красный)
- А что может символизировать этот цвет в данной строфе? Доброе или злое? (злое начало, лесник хотел срубить, поэтому горевала)
- Тогда получается, здесь красный обозначает беззащитность елки и её сильный характер, она пришла в себя.
- Смотрите, в четвертой строфе опять на первом месте красный цвет. Как вы думаете, почему? (страх исчез, фонарики горят, стала красивая)
- Значит, произошло оживление, красный цвет здесь показывает радость, приближение праздника.
- Как вы считаете, здесь должен был победить красный цвет? (да)
- Значит, анализ по цвету может давать настоящую картину.
- А в пятой строфе такое же количество красных букв, восемь. Что здесь показывает красный цвет? (нарядная, блестящая, украшенная)
- Как видно, при анализе по цвету в этой строфе красный цвет обозначает приподнятое настроение и праздничное чувство, начатое в четвертой.
- В заключительной строфе мы опять видим лидерство красного цвета. Соответствует ли этот цвет содержанию? Почему?
( потому что её не срубили, у неё появился защитник, она красивая, ждет новый год, здесь красный цвет показывает радость елки)
- Правильно ли поступил сын лесника?
7. Выводы
- Какой вид работы мы выполнили по стихотворению “В снегу стояла елочка”? (красили буквы, читали, заполняли таблицу)
- Для чего красили буквы? (чтобы сделать анализ по цвету, чтобы узнать чувство и настроение стихотворения, чтобы узнать содержание)
- В чем нам помогли красный и голубой цвета? (узнать о елке, о том, что елка переживает, чувствует, радуется, беспокоится)
- Вам понравилось анализировать стихотворение по цветам?
- А теперь, покажите цветами свое настроение, украшая нашу классную елку. Выберите шарики и прикрепите.
- Какая красивая у нас получилась елка! Многие писатели создавали о елке художественные произведения.
Ребята, найдите дома по одному стихотворению о новогодней елке, подготовьтесь к выразительному чтению.
Скоро новый год, у всех будут украшены елки. Они разные настоящие, искусственные, блестящие, зеленые… Из леса мы берем елку по разрешению лесного хозяйства., а другие покупаем в магазине, потому что все мы к новогоднему празднику хотим видеть у себя в доме нарядную елку – это большая радость и для детей и для взрослых. Для того, чтобы люди получали эту радость каждый год, во многих больших городах созданы еловые плантации, где специально выращивают елки, чтобы сохранить лесные.
Я желаю всем красивой елки, радостного нового года.