ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 10–11-х классов биолого-химического профиля и рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- составление авторских задач и их решение;
- использование местного материала для составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса
учащиеся должны знать:
способы решения различных типов усложненных
задач;
После изучения данного элективного курса
учащиеся должны уметь:
решать усложненные задачи различных типов;
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1-й год (10-й класс) – этап решения задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.
2-й год (11-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Единого Государственного экзамена по химии.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№ п/п |
Наименование тем | Всего часов |
1 | Введение. | 8 |
2 | Резерв. | 3 |
3 | Задачи на тему “Углеводороды”. | 10 |
4 | Задачи на тему “Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества”. | 7 |
5 | Задачи на тему “Вещества живых клеток”. | 1 |
6 | Задачи на генетическую взаимосвязь между классами веществ. | 5 |
7 | Задачи на тему “Основные законы химии”. | 7 |
8 | Резерв. | 4 |
9 | Задачи на тему “Растворы”. | 6 |
10 | Задачи на тему “Основные закономерности протекания химических реакций”. | 7 |
11 | Комбинированные задачи. | 10 |
Учебно-тематический план
№ урока |
Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1-й год обучения (1 ч. в неделю, всего 34 ч.) | |||
Введение | |||
1 | Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. | 1 | Входное тестирование |
2 | Решение смешанных типовых задач на уравнениях реакций. | 1 | Отчет по решенным задачам |
3 | Задачи с использованием понятий “мольная доля”, “объемная доля”, “молярная масса смеси веществ”. | 1 | Отчет по решенным задачам |
4,5 | Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным массовых долей элементов. | 2 | Отчет по решенным задачам |
6,7,8 | Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания. | 3 | Дифференцированное тестирование |
Резерв |
|||
9 |
Школьная химическая олимпиада. | 1 |
Конкурс |
10,11 |
Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет. | 2 |
Конкурс |
Углеводороды |
|||
12,13 |
Задачи на тему “Алканы”. | 2 |
Отчет по решенным задачам |
14 |
Задачи на тему “Циклоалканы”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
15 |
Задачи на тему “Алкены”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
16 |
Задачи на тему “Алкадиены”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
17,18 |
Задачи на тему “Алкины”. | 2 |
Отчет по решенным задачам |
19 |
Задачи на тему “Бензол и его гомологи”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
20 |
Комбинированные задачи по разделу “Углеводороды”. | 1 |
Самостоятельная работа |
21 |
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и задачи на них | 1 |
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование |
Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества |
|||
22 |
Задачи на тему “Предельные одноатомные спирты”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
23 |
Задачи на тему “Многоатомные спирты – этиленгликоль и глицерин”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
24 |
Задачи на тему “Фенолы и ароматические спирты”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
25 |
Задачи на тему “Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
26 |
Задачи на тему “Предельные одноосновные карбоновые кислоты”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
27 |
Задачи на тему “Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
28 |
Задачи на тему “Амины и аминокислоты”. | 1 |
Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Вещества живых клеток |
|||
29 |
Задачи на тему “Жиры. Углеводы. Белки”. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
Генетическую взаимосвязь между классами веществ |
|||
30,31, 32 |
Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ. | 3 |
Отчет по решенным задачам |
33,34 |
Решение задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определенными реагентами. | 2 |
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование. |
2-й год обучения (1 ч. в неделю, всего 34 ч.) |
|||
Основные законы химии |
|||
1,2 |
Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия, объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнение Клапейрона-Менделеева). | 2 |
Отчет по решенным задачам |
3,4 |
Задачи с использованием закона эквивалентных отношений. | 2 |
Отчет по решенным задачам |
5 |
Задачи по уравнениям последовательных превращений. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
6,7 |
Задачи по уравнениям параллельных реакций. | 2 |
Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Резерв |
|||
8,9 |
Школьная химическая олимпиада. | 2 |
Конкурс |
10,11 |
Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет. | 2 |
Конкурс |
Растворы |
|||
12 |
Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
13 |
Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрация). | 1 |
Отчет по решенным задачам |
14 |
Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
15,16 |
Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием правила смешения. | 2 |
Отчет по решенным задачам |
17 |
Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. | 1 |
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование. |
Основные закономерности протекания химических реакций |
|||
18 |
Задачи на тему “Термохимия” (применение следствия закона Гесса). | 1 |
Отчет по решенным задачам |
19 |
Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса. | 1 |
Отчет по решенным задачам |
20,21 |
Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и расплавов электролитов”. | 2 |
Отчет по решенным задачам |
22,23 |
Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. | 2 |
Отчет по решенным задачам |
24 |
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. | 1 |
Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Комбинированные задачи |
|||
25 |
Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. | 1 |
Дифференцированное тестирование |
26,27 |
Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | 2 |
Дифференцированное тестирование |
28 |
Авторские задачи. | 1 |
Защита авторских задач |
29-34 |
Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет | 6 |
Конкурс |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 10-11 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный “тренинг”, но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
ЛИТЕРАТУРА
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.
Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гора Н.Н. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательного учреждения/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой-М.: Вентана Граф, 2004.
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательного учреждения (профильный уровень, в 2ч.)/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. -М.: Вентана Граф, 2005.
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998, 512 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.
Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.; вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. -М.: Новая волна, 1996.
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 2004.
Шириков Н.А., Ширикова О.З.. Расчетные задачи по химии (для подготовки к вступительным испытаниям). Вологда: “Русь”, 2005