Цели:
1. Познакомить со звуками [з], [з’] и их обозначением буквой З, з, учить читать слова с буквой з; совершенствовать звуко-буквенный анализ;
2. развивать речь, мышление, фонетический слух, логическое мышление, связную речь, воспитывать интерес к чтению.
3. Сохранять и укреплять здоровье учащихся на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте, как всегда, начнем наш день с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Схема нашего маршрута на экране. Презентация
- Кто может прочитать название станций на которых мы будем останавливаться?
3. Повторение пройденного.
- Поедем мы на поезде. И отправимся в путешествие от станции “Повторялкино”.
Пока наш поезд стоит, мы вспомним то, что изучили на прошлых уроках:
Звучит фонограмма звуков.
- Что услышали? (Звуки)
- А звуки каких предметов?
- Какие звуки вы произносите когда разговариваете, назовите их?
- А как звуки мы можем обозначить на письме? (Звуки на письме мы можем обозначить буквами)
(На экране около животных буквы)
- Прочитайте буквы у медведя (л, к, ы), зайца (с, з, ы), лисы (и, о, г), зебры (а, о, р).
- Что можно составить из букв? (Cлоги)
- По стрелочкам соедините буквы в слоги и составьте их на доске и на партах.
- Какие слова можно составить из данных слогов? (Лиса, козы, горы)
- Составьте эти слова на доске и на партах
- Что можно составить из слов? (Предложение)
- Я тоже составила предложение, но не хватает одного слова
- Какое слово подойдет?
- Поставьте слово и прочитайте предложение.
4. Подготовка к изучению нового материала.
- Посмотрите еще раз на слова и скажите, с какой буквой мы еще не знакомились?
- С буквой З. Вот сегодня мы и узнаем, какая бывает буква З и какие звуки она обозначает
5. Изучение нового материала.
- Ну что ж пора отправляться в путь. Следующая станция Звукино.
Кто нам нужен чтобы отправиться в путешествие? (Машинист). Это животное живет в лесу, где находятся наши станции.
А вот кто будет машинистом вы узнаете, отгадав ребус:
- Посмотрите на схемы под рисунками и попробуйте составить слово. (Зайка)
- Произнесите первый звук.
- Поднимите фишку, которой мы обозначим этот звук? (Синяя)
- Почему синяя фишка?
- Докажите что это согласный?
- Что звонкий.
- А теперь вернемся к лесной полянке. Какое животное лишнее? (Зебра)
(На слайде появляется картинка зебры и схема
- Поднимите фишку, которой мы обозначим этот звук? (Зеленая)
- Почему зеленая фишка?
- Докажите что это согласный?
- Что звонкий.
6. Знакомство с буквой.
Звуки [з], [з’] обозначаются на письме большой и маленькой буквой З, з. Учитель показывает в руках держа буквы, которые нас встречают на станции “Буквинск”.
- На что похожа буква З?
- У вас на партах лежат листочки, на которых спряталась буква З. Ваша задача найти все буквы З и раскрасить их.
- Сколько букв вы нашли?
7. Физминутка на слайде (для глаз).
- Проследите за движением буквы З.
8. Следующая станция “Соединялкино”.
- Как вы думаете, зачем мы приехали на эту станцию.
- На этой станции мы будем соединять буквы и читать слоги.
- А теперь посмотрите на зрительные метки.
- Какие предметы видите (корзина, роза, коза, магазин, зонт, зёрна).
- Назовите слова, в которых слияние звука [з], [з’] с гласными звуками находятся в начале, в конце и в середине слова.
9. Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто – то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал (дети садятся)
10. Закрепление.
- Отправляемся дальше на станцию “Читалкино”.
- Кто догадался что мы будем делать на этой станции? (На слайде поочередно появляются слова, дети их прочитывают)
Дифференцированная работа.
А теперь следующее задание для ребят у которых на партах лежат карточки.
- Вам необходимо выбрать из данных слов (эти же слова на карточке) те которые подходят к схеме и обвести их в овал.
- А остальные ребята из букв на слайде должны составить слова и выложить их на парте (аокз, алзи, рзоа, заагл).
Проверка: 1 задание на доске (на доске схема и на листе А3 правильно выполненное задание, второе задание на слайде)
11. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу и нам пора двигаться к конечной станции.
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было трудным для вас?
- А вот что нас ждет впереди вы узнаете, прочитав слово по логопедической дорожке:
ПЕ РЕ
МЕ НА (Перемена).
Наш урок окончен. Молодцы.