Урок "Грамота" в 1-м классе по теме "Звуки [з], [з'], буква З, з" (программа "Начальная школа, XXI век")

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить со звуками [з], [з’] и их обозначением буквой З, з, учить читать слова с буквой з; совершенствовать звуко-буквенный анализ;

2. развивать речь, мышление, фонетический слух, логическое мышление, связную речь, воспитывать интерес к чтению.

3. Сохранять и укреплять здоровье учащихся на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте, как всегда, начнем наш день с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Схема нашего маршрута на экране. Презентация

- Кто может прочитать название станций на которых мы будем останавливаться?

3. Повторение пройденного.

- Поедем мы на поезде. И отправимся в путешествие от станции “Повторялкино”.

Пока наш поезд стоит, мы вспомним то, что изучили на прошлых уроках:

Звучит фонограмма звуков.

- Что услышали? (Звуки)

- А звуки каких предметов?

- Какие звуки вы произносите когда разговариваете, назовите их?

- А как звуки мы можем обозначить на письме? (Звуки на письме мы можем обозначить буквами)

(На экране около животных буквы)

- Прочитайте буквы у медведя (л, к, ы), зайца (с, з, ы), лисы (и, о, г), зебры (а, о, р).

- Что можно составить из букв? (Cлоги)

- По стрелочкам соедините буквы в слоги и составьте их на доске и на партах.

- Какие слова можно составить из данных слогов? (Лиса, козы, горы)

- Составьте эти слова на доске и на партах

- Что можно составить из слов? (Предложение)

- Я тоже составила предложение, но не хватает одного слова

- Какое слово подойдет?

- Поставьте слово и прочитайте предложение.

4. Подготовка к изучению нового материала.

- Посмотрите еще раз на слова и скажите, с какой буквой мы еще не знакомились?

- С буквой З. Вот сегодня мы и узнаем, какая бывает буква З и какие звуки она обозначает

5. Изучение нового материала.

- Ну что ж пора отправляться в путь. Следующая станция Звукино.

Кто нам нужен чтобы отправиться в путешествие? (Машинист). Это животное живет в лесу, где находятся наши станции.

А вот кто будет машинистом вы узнаете, отгадав ребус:

- Посмотрите на схемы под рисунками и попробуйте составить слово. (Зайка)

- Произнесите первый звук.

- Поднимите фишку, которой мы обозначим этот звук? (Синяя)

- Почему синяя фишка?

- Докажите что это согласный?

- Что звонкий.

- А теперь вернемся к лесной полянке. Какое животное лишнее? (Зебра)

(На слайде появляется картинка зебры и схема

- Поднимите фишку, которой мы обозначим этот звук? (Зеленая)

- Почему зеленая фишка?

- Докажите что это согласный?

- Что звонкий.

6. Знакомство с буквой.

Звуки [з], [з’] обозначаются на письме большой и маленькой буквой З, з. Учитель показывает в руках держа буквы, которые нас встречают на станции “Буквинск”.

- На что похожа буква З?

- У вас на партах лежат листочки, на которых спряталась буква З. Ваша задача найти все буквы З и раскрасить их.

- Сколько букв вы нашли?

7. Физминутка на слайде (для глаз).

- Проследите за движением буквы З.

8. Следующая станция “Соединялкино”.

- Как вы думаете, зачем мы приехали на эту станцию.

- На этой станции мы будем соединять буквы и читать слоги.

- А теперь посмотрите на зрительные метки.

- Какие предметы видите (корзина, роза, коза, магазин, зонт, зёрна).

- Назовите слова, в которых слияние звука [з], [з’] с гласными звуками находятся в начале, в конце и в середине слова.

9. Физминутка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто – то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал (дети садятся)

10. Закрепление.

- Отправляемся дальше на станцию “Читалкино”.

- Кто догадался что мы будем делать на этой станции? (На слайде поочередно появляются слова, дети их прочитывают)

Дифференцированная работа.

А теперь следующее задание для ребят у которых на партах лежат карточки.

- Вам необходимо выбрать из данных слов (эти же слова на карточке) те которые подходят к схеме и обвести их в овал.

- А остальные ребята из букв на слайде должны составить слова и выложить их на парте (аокз, алзи, рзоа, заагл).

Проверка: 1 задание на доске (на доске схема и на листе А3 правильно выполненное задание, второе задание на слайде)

11. Итог урока.

- Наше путешествие подходит к концу и нам пора двигаться к конечной станции.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным для вас?

- А вот что нас ждет впереди вы узнаете, прочитав слово по логопедической дорожке:

ПЕ РЕ

МЕ НА (Перемена).

Наш урок окончен. Молодцы.