Цель: способствовать расширению нравственного опыта учащихся их познанию себя.
Задачи:поразмышлять с учащимися о нравственных ценностях: добре, уважении, любви. Поупражняться в нравственном выборе собственного поступка. Развивать познавательные способности, устную речь, мышление, память.
Форма: беседа с элементами тренинга.
Подготовительный этап:нарисовать с детьми символы добра и зла. Подготовить пословицы, поговорки, стихи.
Словарная работа: добро, порядочность.
Ход классного часа
Сегодня мы с вами выясним. Какого человека можно назвать хорошим?
Ребята, что такое добро? (Ответы детей)
Да, добро это всё положительное, полезное, хорошее.
Продолжите предложение: Доброта это : (Ответы детей)
Делаем вывод: добро связано с умением посочувствовать, добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви добро связано с умением сострадать, сопереживать, откликаться на чувства других.
Когда мы говорим что: "Человек добрый", то имеем в виду, что он готов прийти на помощь и делать это не ради выгоды, не на показ, а просто так, бескорыстно, по велению сердца, от души.
Ребята, каким словам даёт начало слово "добро"?
доброжелательность, добросердечность, добрососедство, добросовестность, добропорядочность.
Немало встречается злого, В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово, И легче на сердце тебе. М. Шехтер
Мы часто говорим друг другу: "Желаю Вам всего доброго", "Желаю Вам добра и счастья" - это не просто красивые слова, вежливость, в этих словах мы выражаем своё отношение к человеку, поднимаем ему настроение и возможно улучшаем самочувствие и здоровье.
Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя доброту в делах?
Можно ли заставить человека быть добрым? Как вы думаете, умение прощать, является началом доброго отношения к людям?
Каждому из нас, наверное, приходилось обижать других людей. Хорошо, если после этого человек раскаивается, его мучает совесть, и он винит себя.
Надо уметь пользоваться фразами: - Пожалуйста, не обижайтесь:- Мне совестно:- Я чувствую себя виноватым: - Яне хотел тебя обидеть: - Прошу простить меня: - Не сердись, если можешь:
- Я очень раскаиваюсь:
А как можно прощать? Можно пользоваться такими фразами:
- И ты меня прости: - Ничего страшного:- Это не твоя вина: - Я не сержусь: - Не стоит извинения:
Ребята, и вы чувствуете, что человеку приятно, когда вы извиняетесь и вам хорошо, потому, что на вас не затаили обиду.
А вы прощали других? И правильно делали.
Задание 1.
- За что можно попросить прощения
- у учителя?
- у родителей?
- Попроси прощение. Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, никто кроме вас помочь ему не может. - Как вы поступите?
Хорошо, если рядом человек, который готов выслушать, утешить, помочь, ободрить. Это тот человек, который сопереживает, сострадает, сочувствует. "Сострадальник и друг" - такое обращение к друзьям было принято на Руси в XIV веке. Это тот человек, который сострадает, сочувствует и сопереживает. Такие люди нужны любому человеку.
А в Дагестане принято считать, если ты равнодушен к чужому горю, то тебя надо лечить.
Как солнце согревает человека добрые слова одобрения:
- Не огорчайся:
- Все будет хорошо:
- Я рад за тебя:
- Как тебе идёт новая куртка:
- У тебя красивая улыбка:
Такие люди настоящие "Солнышки".
Задание 2
Давайте проверим, способны ли вы быть хорошими друзьями.
- Когда ты узнаешь о том, что у твоего товарища неприятности, приходишь ли на помощь? Какими словами можно ободрить его?
- Когда твоя подруга пришла в новом наряде, что ты говоришь, если наряд ей идет?
- Встретили друзей. Какими словами ты выражаешь радость встречи? Расспрашиваешь друзей, как у них дела?
- Если в семье друга что-то случилось, каким образом ты выразишь сочувствие другу?
- Если твой товарищ невесел, и ты знаешь причину его грусти, как ты себя ведешь?
Не скупись на добрые слова, не скрывай своего расположения к людям. И ты почувствуешь ответную доброжелательность друзей, родных и знакомых.
Аукцион вежливых слов
Называть слова приветствия, прощания и т. д. Кто последним назовет вежливое слово, тот получает эстафету комплиментов от ребят (внешний вид, способности, характер и т.д.)
Объясните значение пословиц:
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброму человеку помощь - не убыток.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
А давайте составим памятку для человека, который захотел делать добро, но не знает как.
Памятка
- Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее, доброе.
- Будь добрым к людям.
- Учись добру у добра.
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняя зла, добрей становишься.
Ребята, что такое зло?
Зло противостоит добру - это все, что губит душу человека.
Зло это войны, предательства, зависть и жадность, хамство и равнодушие, обман и пьянство, наркомания.
Зло, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, младшие не уважают старших, чиновник вымогает взятку и взрослые не заботятся о детях.
Судить (давать оценку) человека надо по его делам"!
Можно тысячу раз говорить о том,чтожалко стариков и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
- Может быть счастлив человек, приносящий страдание другим людям?
Вот как об этом говорили древние:
- "Ни один злой человек не бывает счастлив"
- "Жизнь злых людей полна тревог"
На что похоже добро и зло? (Работа с рисунками - символами добра и зла)
Человек на то и человек, чтобы совершать хорошие, добрые поступки люди смогут оценить.
Хороших людей гораздо больше и ваши добрые поступки люди смогут оценить.
Вывод: Хороший человек это:добрый, доброжелательный, совестливый, порядочный. Умеет откликаться на чувства других, уважительный, вежливый человек.