Цели:
- Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы;
- Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога нашей школы, способствующих реализации Образовательной программы школы.
План педсовета.
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной школы.
2. Кто знает цену сущности своей…
3. Анализ результатов анкетирования педагогов школы.
4. Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций ученика.
5. Роль каждого участника образовательного процесса в создании имиджа школы.
6. Результаты анкетирования учащихся 9-х классов.
7. Профессионализм учителя как один из факторов повышения успеваемости учащихся.
Педсовет требует предварительной подготовки, проведение психолого-педагогических семинаров, анкетирования учащихся и учителей.
Профессиональная педагогическая компетентность: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.
Компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями:
– Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция)
– Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)
– Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)
– Риторической (профессиональная культура речи)
– Профессионально-технической (технологии и методики)
– Профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).
Система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию.
Мотивы к профессиональному развитию |
Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития |
1.Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности |
1.1.Открытие собственного мастер-класса для учителей школы или города. |
2.Личное развитие, приобретение новой информации. |
2.1.Направление на стажировку или престижные курсы. |
3.Самоутверждение, достижение социального успеха. |
3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары. |
4.Потребность быть в коллективе |
4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы. |
5.Стабильность, защищенность. |
5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя, со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов. |
6.Состязательность. |
6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства. |
Компетентность – степень выраженности, проявления профессионального опыта в рамках компетенции конкретной деятельности.
Профессиональная педагогическая компетентность – способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве. Основными уровнями профессиональной компетентности педагога являются:
- обученность;
- подготовленность;
- профессиональный опыт;
- профессионализм.
Компетенция – это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией.
Компетенции не передаются «из рук в руки», не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть «выращены», практически поставлены «на себе» при непосредственном участии всех субъектов педагогического процесса.
Виды педагогических компетентностей:
- Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
- Творческая.
- Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
- Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
Поведенческая.
Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка). - Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
- Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
- Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).
Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.
Компетентность |
|
Надпредметная (внепредметная) |
Предметная |
Психолого-педагогическая культура учителя. |
Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. |
Знание и учет возрастных особенностей учащихся. |
|
Владение различными педагогическими технологиями. |
Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. |
Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л. Чепель и др.), я пришла к выводу, что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).
Стадия | Стаж работы |
Характеристика |
I |
Начинающие педагоги |
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. |
II |
Молодые специалисты |
Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. |
III |
Опытные учителя |
Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. |
IV |
Профессионалы |
Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. |
V |
Эксперты |
Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного. |
Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:
Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.
Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков. Степень их выраженности отображает “Квалификационная карта” учителя.
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» определены базовые параметры модернизации современной школы. Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как и глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Литература.
1. Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14
2. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144
3. Ильенкова С.Д. и др. Социальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.
4. Ильясов Д.Ф., О.А. Ильясова Особенности проектирования образовательных программ . Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
5. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. Директор 2002 №6, С.16-25.
6. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона С.Пб.2001
7. Краткая философская энциклопедия. М.1994.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии №5, 2004 С.3-
9. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
10. Нестеров В.В. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003.