Задачи:
Формировать умение анализировать басню,
находить мораль басни. Формировать умение
анализировать образы главных героев. Развивать
навык выразительного чтения.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, учебник Литература 4 класс, карточки со словарной работой (по количеству учащихся), карточки с пословицами, иллюстрации к басне, мультфильм.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение целей урока
Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку. Какое отношение он имеет к нашему уроку?
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
– Найдите в нём метафору.
– Как вы понимаете слова Крылова?
– Как Крылов любил пощипать пороки людей?
– Расскажите известные вам факты из биографии
И.А.Крылова.
– Сегодня мы познакомимся с басней Крылова
“Стрекоза и Муравей”. А для чего мы это будем
делать?
III. Блиц опрос (фронтально)
– Продолжите предложения:
Басня это … (художественное произведение с условными персонажами)
Басня состоит из …(сюжета и морали)
Цель басни … (назвать порок, воспитывать на отрицательном примере)
Основной художественный приём басни … (иносказание)
IV. Работа над басней
1. Самостоятельное чтение басни.
– Подчеркните слова, лексическое значение
которых вам непонятно.
– Я выписала из словаря Ожегова лексическое
значение непонятных для вас слов. Прочитайте
внимательно и опираясь на контекст постарайтесь
определить значения каких слов я выписала.
Впишите эти слова в карточки.
нужда – недостаток в необходимом, бедность.
удручена – огорчена, грустна, подавлена.
вешний – весенний
мурава – молодая трава
2. Взаимопроверка
3. – Почему слова “Стрекоза", “Муравей"
Крылов написал с прописной буквы как имена
собственные?
4. – Ещё раз прочитайте басню и подумайте:
1-й вариант
Определите черты характера Стрекозы.
Подтвердите словами из басни.
2-й вариант
Определите черты характера Муравья. Подтвердите
словами из басни.
Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, несерьезный, бесшабашный, хитрый.
5. Беседа по басне.
– Кто из героев басни вам симпатичен?
– Почему? (2 вариант)
Трудолюбивый, справедливый, спокойный.
– Кому жалко стрекозу?
– Почему? (1 вариант)
Весёлая, ленивая, беспечная, несерьёзная, бесшабашная.
– Найдите среди этих слов синонимы.
– Чем отличаются эти синонимы?
Относятся к разным стилям речи – художественному и разговорному
– Посмотрите на иллюстрации. Прочитайте
строки, которые проиллюстрировали художники.
Удалось ли им показать, как меняется Стрекоза?
– Что описывает автор, чтобы помочь нам понять
состояние Стрекозы?
– Как к Стрекозе относится автор?
– Какие средства выразительности речи
использует Крылов в басне?
– Для чего?
6 Работа в группах.
Прочитайте пословицы. Выпишите только те, которые вы сказали бы героям басни.
Поспешишь… …потехе – час. Лето пролежишь… …людей насмешишь. Семь раз отмерь… …зимой с сумой побежишь. Много захочешь… …один – отрежь. Делу – время… …последнее потеряешь.
Проверка.
– Почему вы выбрали именно их?
– Так чему нас учит эта басня?
– Прочитайте мораль басни.
– Раньше вы слышали эту фразу?
– Эти слова стали “крылатым выражением”,
которое люди часто употребляют в речи. – Как вы
думаете, когда они говорят так?
когда говорят о человеке, который не серьёзно отнесся к делу, а теперь просит помощи.
V. Физкультминутка
Изобразите движения героев басни: стрекоза летает, муравей колет дрова, муравей пилит дрова, стрекоза пляшет.
VI. Чтение басни по ролям
VII. Итог урока
– Вернёмся к эпиграфу урока. Какие пороки людей
пощипал Крылов в басне “Стрекоза и Муравей”?
– Значение каких слов узнали?
– Какой фразеологизм запомнили?
– Кто считает, что отработал урок на “отлично”?
VIII. Домашнее задание
Выучить басню наизусть. Желающие могут басню проинсценировать.