Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставка, ее роль в слове"

Разделы: Начальная школа


№ урока в разделе: 1

Общее количество часов: 6

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: на деятельной основе

Система обучения: традиционная

УМК «Школа 2100»

Цели:

  • Образовательные:
    • уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
  • Развивающие:
    • развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
    • развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
    • продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку;
    • развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.

Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.

Оборудование: демонстрационные карточки, тесты по теме, предметные картинки, листы, маркеры, цветные мелки, таблица.

ТСО: проектор, ноутбук, демонстрационный экран.

Важным разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Запись даты

Проверьте друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!

– Откройте тетради, запишите число.

– Какие приставки использовал Афанасий?
– Какова была задача урока?

Девятое декабря.
Классная работа.
II. Минутка чистописания

на карточках

полёт
вылёт
отлёт

– Какие ошибки есть в написании слов?
Запишите в тетради слова правильно.

Проверка: показ верных записей на карточках.

– неверно написано соединение буквы л

Записывают самостоятельно в тетрадях

III. Актуализация знаний

Ватман с приставками

Учебник с.101

Приложение 1. Слайд 1

Приложение 1. Слайд 2

Практическое задание, создание проблемной
ситуации

Приложение 1. Слайд 3

Проблема

Использование словаря

Приложение 1. Слайд 4

Постановка учебной задачи

Приложение 1. Слайд 5

(после ответов учеников)

 

– Каким одним словом можно назвать эти слова?
– Докажите.
– Выделите корень.
– Что ещё общее у этих слов?
– Назовите приставки.

– Перечислите знакомые приставки.
В-, во-, вы-, о-, об-, обо-, на-, над-, надо-, по-, под-, подо-,
пере-, про-, пред-, при-, от-, ото-, до-, за-, с-, со-, рас-, раз-, через-, без-, из-.

Назовите тему раздела над которым будем работать.
– Какие части слова вы знаете?

козлёнок
ветерок
домик
выход

– Прочитайте слова.
– Какое задание можно подобрать к этому ряду слов?
– Выберем задание – выделить корень.
– Сверьте свою работу с работой Афанасия.

Козлёнок
ветерок
домик
выход

Выразите своё согласие или не согласие (жест).
– Почему не согласны?
– Докажите.
– Возникла проблема. Что такое вы?
– Как догадался?
– Как выделим её графически?
– Выделите её.

Выход

– Посмотрите на запись слова выход, что вы можете сказать о приставке?
– Как вы думаете? От какого слова образовалось слово приставка?
– Покажите (жест)
– Я попросила Диану посмотреть в словаре значение слова приставка.
– Сформулируйте задачу урока. Чему будем учиться на уроке?

Задачи:

  • Научиться определять приставку.
  • Научиться писать приставку слитно со словом.
  • Узнать, зачем нужна приставка в русском языке.
 

– однокоренные или родственные слова
– у них одинаковый корень, они близкие по смыслу
– слова с приставками по-, вы-, от-.

Части слова. Приставки.
– Корень, приставка, суффикс, окончание.
(программа 2 класса)
на-, по -, с-, …
– вспоминают приставки

– найти лишнее слово
– сделать разбор слова по составу
– выделить корень
– выделить корень и
– суффикс

– не согласны
– неверно выделен корень в слове выход
– есть однокоренные слова
Ход, заход, выход, отход, уход.
– это приставка
– Приставка стоит перед корнем.

1. Часть слова
2. Перед корнем
3. Слитно
(фиксирую на доске на карточках)
– приставить

Ответ Дианы

IV. Изучение темы урока

Приложение 1. Слайд 6

Работа в группах.

Проверка

Вывод:

Приложение 1. Слайд 7

(после ответов учеников)

Физкультминутка

 

1 скакал
2 плыл
3 бежал
4 летел
5 читал
6 ехал

– А сейчас поработаем в группах. Действительно, зачем нужна приставка в русском языке? Давайте пронаблюдаем.
– С данными словами составьте новые слова, используя приставки из таблицы.
В словах, которые вы запишите выделите приставку. В группах работаем дружно, учитываем мнение каждого.

– Проверим результаты.

– Для чего нужны приставки?
– Какую ещё работу выполняют приставки в слове?
– Сформулируйте вывод по ключевым словам. Что такое приставка? Какова её роль в русском языке?

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словом слитно. Служит для образования новых слов, изменяет значение слова.

 

Раздаю 6 листов, маркеры для работы в группах.

Самостоятельная работа

Представители от группы выходят к доске, прикрепляют листы на магниты, отвечают.
– для образования новых слов
– помогают изменить значение слова. Было плыл т. е. просто плыл, стало – приплыл т. е. закончил действие.

Фиксирую:

Новое слово
Значение

Формулируют вывод

V. Первичное закрепление темы.

игра

Проверка

Приложение 1. Слайд 8

Вывод:

Сюжетное оформление доски, карточка со словом «шёл»

– Посмотрите, Буратино идёт из школы домой. Составьте по сюжету несколько предложений в виде алгоритма, как он добирался до дома, используя слово «шёл» и подходящие по смыслу приставки.

Прочитайте свои предложения.
– Вы согласны с … . Правильно ли применялись приставки?
– Для чего мы составляли текст?
– Какую работу выполняют в слове приставки?
– Проверьте, как это задание выполнил
Афанасий?

Петя вышел из школы. Мальчик пошёл по дороге. Он прошёл мимо леса. Петя перешёл ручей. Он подошёл к дому. Петя зашёл в дом.

 

Читают, запоминают.

Выполнение упражнений

Самостоятельная работа

2-3 ученика читают свои предложения (оценивание)
– Учились применять приставки, образовывали новые слова.
– придают словам новый смысл, значение

VI. Закрепление

Проверка:

Вывод:

 

Поработаем в группах. У каждой группы есть задание в виде текста с пропущенными словами. В некоторых скобках даны слова без приставок. Ваша задача: вставить слова с приставками, подходящими по смыслу, чтобы текст стал понятен и интересен.

1. Белым снегом всё …
И деревья, и дома.
… (свист) ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Мы для птиц кормушки ставим,
… в них корма.
И птички весело поют
«Здравствуй, зимушка-зима!»

2. Хозяин лесной
… весной,
А зимой под вьюжный вой
…. (лежать) в избушке снеговой.

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
… ( бег) в лес медведь.

3. Снег идёт

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрную грязь на дороге, на лужицы и на ступеньки крыльца.
Танюша … ладонь – и на ладонь они упали .Таня стала их … Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки ….. на тёплой ладони.

4. Зимой

Была зима. Стоял лютый мороз. Люба и Лена бежали домой. Видит Люба: на дворе мальчики Андрюша и Петя. Они сделали кормушку и …… её на дерево. Петя ……. в кормушку зёрен.
Сюда …… синицы и снегири. Птички
клюют зёрна и крошки.

5.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко …..
Вот оденусь и ….
Я по снегу и по льду.

……(бег) ко мне Мороз,
Тронет руки, тронет нос,
Значит надо не зевать!
Бегать, прыгать и играть!

6. Январский снег

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом …
он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце … утром, засияет, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глядишь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, ещё чуть – и … с крыши капель. Но только выйдешь на улицу и пожалеешь. Мороз, ну и морозище!

– Для чего нужна приставка в русском языке?
Правило.

 

Вы-, по-, про- , пере-, подо-, за-.
– научиться определять приставки, хотели узнать, зачем нужна приставка

VII. Проверка знаний

Тест.

Проверка по слайду 9

Приложение 1. Слайд 10

 

1. Приставка – это часть слова, которая находится …

А) в начале слова
Б) середине слова
В) после корня

2. Приставка пишется со словом …

А) раздельно
Б) слитно
В) через чёрточку

3. Приставка служит для …

А) составления новых предложений
Б) определения состава слова
В) образования новых слов

4. Чтобы найти приставку, нужно…

А) подобрать однокоренное слово
Б) подобрать проверочное слово
В) поставить ударение
Г) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой

5. Укажи слово с приставкой.

А) ходит
Б) заячий
В) закон
Д) забегать
Е) за домом

– Проверьте свои ответы.

Напечатан текст с верным кодом.

1 2 3 4 5
А Б В Г Д

 

На столах тексты.

Самостоятельная работа.

Чтение текстов, оценивание.

VII. Итог урока  

Выводы по теме.
Спасибо!

Домашнее задание. Оценки.

 

Сверяют, оценивают.

Оценивают свою работу.