№ урока в разделе: 1
Общее количество часов: 6
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: на деятельной основе
Система обучения: традиционная
УМК «Школа 2100»
Цели:
- Образовательные:
- уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
- Развивающие:
- развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
- развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
- продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку;
- развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.
Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.
Оборудование: демонстрационные карточки, тесты по теме, предметные картинки, листы, маркеры, цветные мелки, таблица.
ТСО: проектор, ноутбук, демонстрационный экран.
Важным разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и
обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и
словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической
сочетаемости и словоупотребления.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент Запись даты |
Проверьте друзья, Готовы ли вы начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили, садитесь! – Откройте тетради, запишите число. – Какие приставки использовал Афанасий? |
Девятое декабря. Классная работа. |
II. Минутка чистописания на карточках полёт |
– Какие ошибки есть в написании слов? Запишите в тетради слова правильно. Проверка: показ верных записей на карточках. |
– неверно написано соединение буквы л Записывают самостоятельно в тетрадях |
III. Актуализация знаний Ватман с приставками Учебник с.101 Приложение 1. Слайд 1 Приложение 1. Слайд 2 Практическое задание, создание проблемной Приложение 1. Слайд 3 Проблема Использование словаря Приложение 1. Слайд 4 Постановка учебной задачи Приложение 1. Слайд 5 (после ответов учеников) |
– Каким одним словом можно назвать
эти слова? – Перечислите знакомые приставки. Назовите тему раздела над которым будем
работать.
– Прочитайте слова.
– Выразите своё согласие или не
согласие (жест). Выход – Посмотрите на запись слова выход, что вы
можете сказать о приставке? Задачи:
|
– однокоренные или родственные слова – Части слова. Приставки. – найти лишнее слово – не согласны 1. Часть слова Ответ Дианы |
IV. Изучение темы урока Приложение 1. Слайд 6 Работа в группах. Проверка Вывод: Приложение 1. Слайд 7 (после ответов учеников) Физкультминутка |
1 скакал – А сейчас поработаем в группах. Действительно,
зачем нужна приставка в русском языке? Давайте
пронаблюдаем. – Проверим результаты. – Для чего нужны приставки? Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словом слитно. Служит для образования новых слов, изменяет значение слова. |
Раздаю 6 листов, маркеры для работы в группах. Самостоятельная работа Представители от группы выходят к доске,
прикрепляют листы на магниты, отвечают. Фиксирую: Новое слово Формулируют вывод |
V. Первичное закрепление темы. игра Проверка Приложение 1. Слайд 8 Вывод: |
Сюжетное оформление доски, карточка со
словом «шёл» – Посмотрите, Буратино идёт из школы домой. Составьте по сюжету несколько предложений в виде алгоритма, как он добирался до дома, используя слово «шёл» и подходящие по смыслу приставки. Прочитайте свои предложения. Петя вышел из школы. Мальчик пошёл по дороге. Он прошёл мимо леса. Петя перешёл ручей. Он подошёл к дому. Петя зашёл в дом. |
Читают, запоминают. Выполнение упражнений Самостоятельная работа 2-3 ученика читают свои предложения (оценивание) |
VI. Закрепление Проверка: Вывод: |
Поработаем в группах. У каждой группы есть задание в виде текста с пропущенными словами. В некоторых скобках даны слова без приставок. Ваша задача: вставить слова с приставками, подходящими по смыслу, чтобы текст стал понятен и интересен. 1. Белым снегом всё … Мы для птиц кормушки ставим, 2. Хозяин лесной В яме спит зимою длинной, 3. Снег идёт Всё небо и весь воздух были полны снежинок.
Снежинки летели, падали, кружились и снова
падали. Они ложились на чёрную грязь на дороге, на
лужицы и на ступеньки крыльца. 4. Зимой Была зима. Стоял лютый мороз. Люба и Лена бежали
домой. Видит Люба: на дворе мальчики Андрюша и
Петя. Они сделали кормушку и …… её на дерево.
Петя ……. в кормушку зёрен. 5. ……(бег) ко мне Мороз, 6. Январский снег Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым,
холодным одеялом … – Для чего нужна приставка в русском языке? |
Вы-, по-, про- , пере-, подо-, за-. |
VII. Проверка знаний Тест. Проверка по слайду 9 Приложение 1. Слайд 10 |
1. Приставка – это часть слова, которая находится …
2. Приставка пишется со словом …
3. Приставка служит для …
4. Чтобы найти приставку, нужно…
5. Укажи слово с приставкой.
– Проверьте свои ответы. Напечатан текст с верным кодом. 1 2 3 4 5 |
На столах тексты. Самостоятельная работа. Чтение текстов, оценивание. |
VII. Итог урока | Выводы по теме. Домашнее задание. Оценки. |
Сверяют, оценивают. Оценивают свою работу. |