Игра-путешествие "Открывай и изучай природу родного края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • формировать экологические знания о лесе;
  • закрепить знания о животном и растительном мире родного края;
  • формировать умение обосновывать свой ответ;
  • развивать зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление;
  • развивать умение узнавать предметы в разных модальностях;
  • вызвать желание бережно относиться к природе, выполнять правила поведения в лесу.

Оборудование и материалы: макеты деревьев; магнитная доска; индивидуальные фланелеграфы; листья в цветном, силуэтном и контурном изображении; рисунки, изображающие части тела птиц; картинки с изображением ягод (черника, голубика, клюква, брусника, морошка, малина); наборы разных по светлоте кружков; комплект бус разного цвет (для каждого ребенка), корзинки с муляжами(плоскостными изображениями) съедобных и несъедобных грибов(для каждого ребенка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие. Это будет прогулка с остановками.
– Как называется край, в котором мы живем? (Север).
– А как называются наши леса? (Тайга).
– В тайге растут хвойные деревья: сосна, пихта, кедр. Много лиственных деревьев: береза, осина, рябина. А под деревьями – мох. По нему можно идти как по мягкому ковру.
Перед прогулкой я хочу напомнить вам главное правило: лес – это дом для растений и животных, а человек в нем – гость. Гость должен быть внимательным, чутким, не мешать хозяевам. Давайте, поздороваемся с лесом и скажем:

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полон сказок и чудес…
Все открой, не утаи:
Ты же видишь –
Мы свои!

Дети подходят к дереву. Возле него стоит шкатулка из бересты.

– Ребята, вот шкатулка. Это Старичок-Лесовичок приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри.

Педагог открывает шкатулку. В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками.

– Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.

В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

Что же за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках целый год. (Ель)

Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Дети отгадывают загадки.

– Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете деревья, которые растут в тайге. Теперь можем идти дальше.

Дети идут по тропинке к следующей полянке. Здесь они видят листья деревьев (в цветном изображении), лежащие на полу.

– Ребята, это ветер разгулялся и сорвал листочки. Они просят нас вернуть их на деревья. Поднимите листочки и прикрепите их к соответствующему дереву. Но сначала расскажите, как догадались и назовите лист правильно. (Березовый, осиновый и т.д.)
– А почему вы не взяли дубовые листья? (Варианты ответов детей).
– Верно, дуб не растет в тайге.
– Вы сегодня не просто дошколята. Вы – путешественники. А у путешественников должна быть очень хорошая память. Мы сейчас потренируем память.
– Перед вами узор из листьев. Посмотрите на него внимательно и запомните. А теперь выложите свой узор, как запомнили. (Предлагаются варианты узоров для запоминания: листья расположены в один ряд, по кругу, по диагонали.)

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

– А сейчас задание усложним. Узнайте листья в контурном и силуэтном изображении.
– Выложите узоры из таких необычных листьев. (Педагог предлагает несколько вариантов для запоминания, а затем проверяет, как дети справились с заданием.)
– Молодцы! Память мы потренировали и теперь не заблудимся в лесу. Пойдем дальше по тропинке и посмотрим, что нас ждет впереди.

Дети оказываются на «Птичьей полянке».

– Послушайте вопросы и ответьте, бывает так или не бывает.

– Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? (Не бывает)
– Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? (Не бывает)
– Бывает так, что сорока живет в дупле? (Не бывает)
– На дворе мороз, а в гнезде птенчики. Бывает так? (Не бывает)
– А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? (Не бывает)

– С вопросами вы справились. Но хорошо ли вы знаете, как выглядят птицы? Посмотрите на доску и попробуйте по части узнать птицу. Назовите ее и докажите, почему вы так решили.

– Чей это клюв? (Клюв клеста)
– Чей это хвост? (Хвост глухаря)
– Чье это крыло? (Крыло вороны)
– У какой птицы грудка такого цвета? (У снегиря)
– А это чей хвост? (Хвост сороки)

– А теперь поиграем в подвижную игру «Птичья полечка». Правила игры: звучит музыка и вы начинаете танцевать, Но как только музыка прекратится, я назову птицу. Если это будет птица, живущая в наших лесах, вы присаживаетесь, а если птица не живет в тайге – остаетесь на месте. (Педагог называет птиц: воробей, попугай, сова, скворец, сорока, ласточка, синица, кукушка, глухарь, жаворонок).

После игры каждый ребенок получает рисунок, на котором прорисованы контуры птиц, наложенные один над ругой: в большой птице «скрывается» птица поменьше, в ней – еще поменьше. У каждого ребенка изображено разное количество птиц, (Усложнение: :контуры могут быть разного цвета; можно сделать зашумленный фон).

Задание: попробуйте посчитать, сколько птиц спряталось на рисунке. (Ответы детей.)

– Ребята, таинственный, загадочный лес приглашает нас на «Грибную полянку».

Дети идут и видят расставленные на «полянке» корзинки с грибами.

– Кто-то оставил корзинки с грибами. Может белка? (Нет. Белка не собирает грибы в корзинку.)
– Может медведь? (Нет. Медведь не ест грибов.)
– Я думаю, что это грибники. Но все ли грибы можно собирать? (Нет, не все. Грибы бывают разные – съедобные и несъедобные).
– Какие съедобные грибы вы знаете? (Ответы детей).
– Оставьте в корзинках съедобные грибы, а несъедобные уберите. (Педагог проверяет правильность выполнения задания).
– Есть такая пословица «Не всякий гриб в лукошко кладут». Запомните ее.

После этого дети иду дальше и попадают на «Ягодную полянку».

– В нашей тайге растет много вкусных и полезных ягод. А некоторые растут даже на болоте. Ягоды часто прячутся в траве. Надо быть очень внимательными, чтобы их отыскать. Если отгадаете загадки, то ягоды появятся перед вами.

Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая,
Что за ягода созрела, синяя такая?
На кусточки под листочки кто-то бусы бросил –
Все поляны в синих точках у зеленых сосен. (Черника)

Мох, не мох, в лесу перинка. На перинке не малинка.
И пригожа, и красна–разрумянилась со сна. (Клюква)

Росло – повыросло,
Из кустов повылезло,
На кончике закрутилось,
Красным девицам полюбилось. (Морошка)

Красненькая матрешка,
Беленькое сердечко. (Малина)

После каждого правильного ответа воспитатель открывает картинку с изображением соответствующего растения. Затем детям предлагается придумать свои загадки к остальным ягодам (голубика, брусника).

– Старичок-Лесовичок и на этой полянке оставил для вас задания. Вот они – в корзинке.

Задание первое: сортировка «ягод». Каждый ребенок получает коробочку с бусинами трех цветов, сортирует их и раскладывает на отдельные блюдца.

– Ягоды созревают постепенно. Сначала они светлого цвета, потом становятся все темнее и темнее.

Задание второе: разложить цветные кружочки по светлоте от самого светлого до самого темного.

Педагог контролирует правильность выполнения задания и дает оценку.

– Молодцы! И на «Ягодной полянке» вы справились со всеми заданиями!
– Вот и закончилось путешествие по нашему лесу, по тайге. Вы увидели, что лес–как интересная книга: он открывает свои лесные тайны тому, кто приходит с добром, кто любит, понимает лес. А еще лес щедро одаривает того, кто его бережет. Вот и нам он приготовил гостинцы – вкусное варенье из морошки, голубики, клюквы и брусники. Угощайтесь на здоровье!
– Ребята, а сейчас нам надо попрощаться с лесом и сказать ему:

Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полон сказок и чудес!