Слайд 1, приложение 1.
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
Задачи урока:
- Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
- Продолжить формирование умений:
- давать полный ответ на вопрос;
- сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
- выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Учебное оборудование: ИКТ.
Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока
Организационный момент.
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
1. Беседа по вопросам:
Слайд 2, приложение 1.
- Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.
Слайд 3, приложение 1.
- Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
- Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
- Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)
Слайд 4, приложение 1.
2. Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
II. Переход к изучению новой темы.
Слайд 5, приложение 1.
Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)
У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)
У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.
Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?
Слайд 6, приложение 1.
- Что такое неравенство?
- Как и почему оно появилось?
- Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 7, приложение 1.
Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.
Появление неравенства и знати.
III. Изучение новой темы.
Слайд 8, приложение 1.
План.
- Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
- Появление неравенства и знати.
- Переход от родовой общины к соседской.
1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника (с.24)
- Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
- Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
- Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
Слайд 9, приложение 1.
- Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
- Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)
Запись в тетрадь.
Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.
Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.
Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)
- Как происходила отливка медного топора?
- Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю.)
Работа с текстом учебника. § 5 п.2
Задача: выяснить, как появился плуг.
- Как появился плуг?
- Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом.)
Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.
У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
Вывод: в обществе появляется неравенство.
Слайд 11, приложение 1.
2. Появление неравенства и знати.
Запись в тетрадь.
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Слайд 12, приложение 1.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
3. Переход от родовой общины к соседской.
Рассказ учителя.
Слайд 13, приложение 1.
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Запись в тетрадь.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.
Слайд 14, приложение 1.
Запись в тетрадь.
Знать – богатые и влиятельные люди государства.
У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.
IV. Закрепление изученного материала
Слайд 15, приложение 1.
Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».
Схема фиксируется в тетради.
Объяснение к схеме.
Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.
Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.
Решение кроссворда.
По горизонтали:
- Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
- Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
- Род занятия человека. (Ремесло).
- Богатые, влиятельные люди. (Знать).
- Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).
Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).
Домашнее задание
- Прочитать §5, выучить термины.
- Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
- Повторить §2 и §3.