Цели:
- Развитие умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- Закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения;
- Закрепление умения спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударными окончаниями по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа;
- Формирование навыка опознавания глаголов - исключений, умение писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типов спряжений;
- Развитие внимания памяти, восприятия на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
- Продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.
Оборудование: карточки 1,2; карточки для работы в парах, словари, тетради, учебники.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Минутка чистописания на с. 52 в "Тетради по чистописанию"
- Запишите предложение и подчеркните орфограммы.
Ты и писать умеешь сам, и рисовать цветы, но не рассказываешь нам, что нарисуешь ты.
- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите глагол.
- Зелень, зеленеет, зеленый
- Весёлый, веселеет, веселье
- Бег, бегун, бежит
- Пловец, плыть, плавание
- Каток, катание, кататься
- Сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в умении правильно писать безударные окончания глаголов.
3. Словарная работа.
На доске таблица.
- Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово
В S J E P N C I A W Т Ь F V R K
(сверкать)
- Какой частью речи является новое слово?
- Придумайте зрительную опору к нему.
(Детям предлагается рассмотреть картинки с изобретением молнии и лампочки, на доску вывешивается цветная карточка со словом СВЕРКАТЬ.)
- Придумайте предложения к картинке.
(На темном небе сверкает молния)
- Разберите его по членам предложения.
- Дайте характеристику глаголу (время, лицо, число, вид, спряжение)
- Какие 3 времени есть у глагола? Приведите пример
- Какие формы будущего времени вы знаете? Например
- Как называется изменение глагола по лицам и числам?
- От чего зависит выбор буквы Е или И в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения 1 - е, 2 - и)
- Как определить спряжение?
4. Постановка проблемы.
- Проведем наблюдения над особой группой глаголов.
1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
2) Брить, стелить.
- Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ИТЬ
- Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?
- Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол.
Из 1-й и 2-й группы. Например:
Смотреть | Стелить | ||
Ед.ч.? | Мн.ч.? | Ед.ч.? | Мн.ч? |
1-е л. Смотрю | Смотрим | Стелю | Стелем |
2-е л. Смотришь | Смотрите | Стелеть | Стелете |
3-е л. Смотрит | Смотрят | Стелет | Стелют |
Выделите личные окончания. О чем они говорят?
- Какого спряжения глагол смотреть?
- А глагол стелить?
5. Открытие учащихся нового знания.
- Прочитайте правильно в учебнике на с. 76
Запомни!
Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать - 2 спряжения.
Глаголы брить и стелить - 1 спряжения
Эти глаголы называют глаголами - исключениями
- Как вы думаете, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?
- Они являются исключениями из чего?
- Чтобы лучше запомнить 11 глаголов 1-го спряжения, выучите " стихотворение":
Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
- Глагол слышать относится к группе глаголов - исключений, он 2-го спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он 1 - го спряжения.
- Как же определить спряжение глагола?
Работа с алгоритмом.
- Прочитайте 1-й пункт. Приведите примеры таких глаголов.
1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяется сразу по ударному гласному:
Берешь - 1 спр., молчишь - 2 спр.
- Прочитайте 2-й пункт. Расскажите, какие еще глаголы - исключения вы знаете. Запишите их в тетрадь.
2. У глаголов - исключений спряжение определяется сразу: брить, стелить - 1 спр., видеть - 2 спр.
- Прочитайте 3-й пункт. Когда необходимо глагол ставить в неопределенную форму?
3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу в неопределенной форме: и - 2 спр., другие суффиксы - 1 спр.
6. Работа в парах на карточках
- Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.
Спр. | 2 л., ед.ч.(ты) | Спр. | 3 л.,ед.ч.(он) | ||
Слышать | Зеленеть | ||||
Писать | Видеть | ||||
Держать | Смотреть | ||||
Плясать | Успеть | ||||
Гнать | Терпеть | ||||
Дышать | Бледнеть | ||||
Плакать | Зависеть | ||||
Пахать | Обидеть |
Анализ и озвучивание алгоритма выбора буквы И или Е
На доске схема:
- Как пользоваться этой схемой?
7. Первичное закрепление.
Упр. 261 Устно
- Прочитайте текст.
- Найдите и подчеркните глаголы, поставьте ударение.
- Пользуясь инструкцией, решите, какой способ определения спряжения глагола нужно использовать.
Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давным-давно. А иногда он приводит с собой еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. (А. Куприн "Слон")
8. Самостоятельная работа с самопроверкой.
На доске записывают глаголы:
Адр_суют, засв_ркает, соч_ните, пон_маю, ск_нструируешь, приг_товят, выр_жаем, пут_шествуешь.
- Запишите их в два столбика в зависимости от формы времени, укажите спряжение, лицо, число.
9. Повторение пройденного.
Упр. 262 Выполняется на доске.
- Выпишите из текста глаголы, поставьте в них ударения, определите спряжения и допишите окончания.
- Какой способ определения спряжения вы выберете? Пользуясь инструкцией.
Инструкция
Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:
- В окончаниях гласная е (ё), а в 3-м л. Мн. ч. - ут (-ют)- 1 спряжение
- В окончаниях гласная и, а в 3-м л. Мн.ч. - ат (-ят )- 2 спряжение
К морю лишь подход_т он,
Вот и слыш_т будто стон:
Видно, на море не тихо;
Смотр_т - вид_т дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Кршун нос_тся над ней;
Та бедняжка так и плещ_т:
(А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане:")
10. Работа с глаголами - исключениями:
- Все ли глаголы на - ИТЬ относятся ко 2 спряжению?
- Только ли глаголы на - ИТЬ относятся ко 2 спряжению?
- Перечислите глаголы - исключения (3 - 4 человека )
- К глаголам - исключениям однокоренные глаголы с приставками. Например, гнать (гонит ), выгнать (выгонит ). Внимательно слушайте. Я называю глаголы, а вы хлопайте только тогда, когда слышите глагол - исключения. (догнать, услышать)
11. Итог урока:
- Какова была тема урока? А проблема?
- Что повторяли сегодня?
- Какие глаголы - исключения относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
- Чему учились на уроке?
- Как надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?
- Какое словарное слово запомнили?
Д/З правило с. 76, упр. 3 с. 94 - 95.