Програмное содержание:
- cистематизировать знания детей о творчестве Г. Тукая,
- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений,
- вызвать у детей радость от участия в развлечении,
- воспитывать любовь к татарскому народному фольклору.
Предворительная работа с детьми:
- Изучение програмного материала на занятиях.
- Чтение стихотворений и сказок Г. Тукая (“Киска – озорница”, “Забавный ученик, “Мышь, попавшая в молоко, “Сказка о козе и баране”, ”Водяная”, “Шурале”, “И туган тел, и матур тел”, “Яз”, “Көз”, “Кыш”, “Җәй”).
- Разучивание песни “Бүләк” слова и музыкаР.Яхина.
- Разучивание татарской народной игры “Түбәтәй”.
- Разучивание стихотворений Г. Тукая наизусть.
Предворительная работа воспитателя:
- Чтение литературы “Тукай. Новые переводы”, “Забавный ученик” Г. Тукай, “Могҗизалы мәктәп сәхнәсе” Ф. Я. Зарипова, “Күңел ачыйк бергәләп” К. В.Закирова.
- Составление конспекта.
Оборудование:
- музыкальный центр,
- диск “Бию көйләре”,
- подарки для детей.
Структура развлечения:
- Вводная часть.
- Чтение стихотворения “И туган тел”.
- Сюрпризный момент: появление Шурале.
- Төп өлеш.
- “Продолжи пословицу”.
- “Какая сказка изображена на картине?”.
- “Вспомни название сказки”.
- Игра ”Түбәтәй”.
- “Вспомним сказку “Водяная”.
- “Отгадай загадку”.
- Заключительная часть.
- Чтение стихотворений.
- Вручение подарков.
1. Вводная часть.
Вед: Исәнмесез, балалар! Кәефләрегез ничек?
(читается стихотворение Г.Тукая “И туган тел”)
И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең берлән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!
Вед: - Ребята, как называется это стихотворение?
Вед: - А кто написал стихотворение “И туган тел” ?
Вед: - Правильно, стихотворение “И туган тел” написал Габдулла Тукай.
Вед: - Габдулла Тукай родился 26 апреля в деревне Кырлай. У него было было очень трудное детство. Маленький Габдулла рано остался сиротой, жил у разных людей, часто голодал. Он прожил очень короткую жизнь- всего 26 лет. Но Габдулла Тукай оставил нам много стихов, сказок. Которые учили наши дедушки и бабушки, читали мамы и папы, а вот теперь с нами знакомимся и мы.
Вед: - Сегодня мы проведём игру- аукцион, посвящённую Габдулла Тукаю и его произведениям! А что такое Аукцион?
Вед: - Публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. А в нашем аукционе продавать мы будем вопросы, а покупателем станет тот, кто даст правильный ответ на мой вопрос.
Заходит Шурале.
Шурале: - Ой, куда это я попал? Вроде это не мой лес... Но здесь очень красиво. Очень тепло. А детей то как много...Может мы с вами поиграем?
Вед: - Поиграем, Шурале, обязательно поиграем! Но сначала поздоровайся с ребятами. А попал ты в детский сад. Мы здесь собрались, чтоб поиграть в игру – аукцион, посвящённую Габдулла Тукаю. Не передумал с нами играть?
Шурале: - Габдулла Тукая я знаю – это великий поэт и писатель. Который рассказал обо мне всему свету. А что это за игра такая- аукцион?
Вед: - Ребята, что такое аукцион?(ответы детей)
Вед: - Правильно, аукцион- это распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. А в нашем аукционе продавать мы будем вопросы, а покупателем станет тот, кто даст правильный ответ на мой вопрос.
Шурале: - Знаю, знаю я такую игру. Даже могу вас с правилами игры познакомить, хотите?
Вед: - Конечно хотим, познакомь нас с правилами игры- аукцина.
Шурале: - Во - первых, быть очень внимательным. Во - вторых, давать правильные и полные ответы. И в - третьих, друг друга не перебивать и выслушивать до конца.
2. Основная часть.
Вед: - С правилами мы познакомились, а теперь начнём наш аукцион! Продаётся мяч! Но, чтоб его приобрести нам надо вспомнить пословицы. Я говорю начало пословицы, а вам надо продолжить. Кто продолжит правильно, тот получит фишку.
Эш беткәч, (уйнарга ярый);
Эше юкның, (ашы юк );
Аз сөйлә, (күп эшлә);
Агач җимеше белән, (кеше эше белән матур);
Агачны яфрак бизәсә, (кешене хезмәт бизи).
Шурале: - Больше всего фишек набрал Саша! Значит мяч мы отдаем Саше.
Вед: - Габдулла Тукай в своих стихах тоже призывал к труду:
И сабыйлар! Эшләгез сез, иң мөкатдәс нәрсә - эш,
Эш агачы һәрвакытта бик юмарт китерер җимеш.
Вед: - Внимание, продаётся блокнот! Какие сказки Габдулла Тукая изображены на этих картинах?
Шурале: - Большее количество фишек набрала Карина. Значит блокнот достаётся Карине.
Вед: - Продаётся игрушечный заяц! Я буду читать отрывок из сказки, а вам надо вспомнить название этой сказки. Кто быстрее поднимет руку и скажет правильное название, тому фишка.
1. Погляди, взялась за дело не на шутку Лямига:
Взад - вперёд снуёт умело у неё в руке игла. (“Киска – озорница”)
2. – Ну, давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках! Чур не падать, прямо стой! (“Забавный ученик”)
3. Подполья жительница – мышь, в амбаре шастая тайком,
Не знаю как и почему, попала в чашку с молоком. (“Мышь, попавшая в молоко”)
4. Дело было в стародавней старине
Бедно жил мужик с женою на селе:
Тощ баран, тоща его коза,
Не глядели бы на них его глаза! (“Сказка о козе и баране”)
Вед: - Молодец, Настя! Держи своего зайца.
Шурале: - Не могу я больше продавать, хочу немного поиграть. Давайте поиграем в татарскую народную игру “Түбәтәй”.
(Игра “Түбәтәй”)
Вед: - Продаются карандаши, тому кто прочитает стихотворение “Киска – озорница».
Шурале: - Карандаши получает Маша!
Вед: - Внимание, продаётся альбом! Кто скажет, в чём смысл сказки “Су анасы”?
Ответы детей.
Вед: - Правильно, обманывать и брать чужое очень плохо. Вадим, держи свой альбом.
Шурале: - Габдулла Тукай, очень любил детей. И поэтому писал для вас интересные и познавательные сказки. А я знаю пословицу, про то что обманывать не хорошо. “Карак ялгачы булыр, алдаса да тотылыр”.
Вед: - Шурале, ты молодец! А вот наши ребята знают очент красивую песню и хотят её спеть. “Бүләк” слова и музыкаР.Яхина.
Шурале: - Спасибо, ребята мне очень понравилось.
Вед: - Продолжаем аукцион. Продаётся игрушечная рыбка. А достанется она тому, кто отгадает больше загадок.
Боз һәм кар эреде,
Сулар йөгерде.
Еглап елгалар,
Яшьләр түгелде.
Көннәр озая,
Төннәр кыскара.
Бу кайсы вакыт?
Я, әйтеп кара? (Яз)
Кырлар буш кала,
Яңгырлар ява,
Җирләр дымлана,-
Бу кайчак була? (Көз)Ашлыклар үсте,
Башаклар пеште,
Кояш пешерә,
Тиргә төшөрә.
Халык ашыга,
Китә басуга,
Урагын ура,-
Бу кайчак була? (Җәй)Һәр җир карланган,
Сулар бозланган,
Уйный җил, буран,-
У кайчак, туган? (Кыш)
Шурале: - Даша набрала 3 фишки. Значит рыбка достаётся Даше.
3. Заключительная часть.
Вед: - Молодец, Даша! Габдулла Тукай во многих своих стихах и сказках описывает красоту природы зимой, весной, летом и осенью. Вот наш аукцион подошёл к концу.
Шурале: - Как? А я так хотел послушать стихотворения Габдуллы Тукая. Неужели дети не знают стихотворений? Ведь подарки ещё остались.
Вед: - Шурале, ребята знают много стихов. И конечно тебе их прочитают (Дети читают стихи).
Бала белән күбәләк
Бала:
Әйт әле, Күбәләк,
Сөйләшик бергәләп:
Бу кадәр куп очып
Армыйсың син ничек?
Ничек соң тормышың?
Ничек көн күрмешең?
Сөйләп бирче тезеп,
Табаламсың ризык?
Күбәләк:
Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын, очамын
Якты көн булганда.
Иркәли һәм сөя
Кояшның яктысы;
Аш буладыр миңа
Чәчәкләр хуш исе.
Тик гомрем бик кыска:
Бары бер көн генә,—
Бул яхшы, рәнҗетмә
Һәм тимә син миңа!
Ель.
Поздней осенью желтеют все деревья и кусты.
В эту пору и лужайки, и леса желтым-желты.
Ивы, яблони, березы – всё как будто бы больны:
С каждым днем на них всё больше нездоровой желтизны.
Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель –
Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель.
Счастливый ребёнок.
Очень счастлив тот ребёнок, что в занятия влюблён,
Чтит учителя и помнит всё, что на дом задал он.
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждёт его урок.
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
Не смеётся над несчастным, слабым руку подаёт.
Вед: - Шурале, тебе понравилось?
Шурале: - Очень понравилось! Я хочу подарить всем ребятам вот такие рамки. Ребята, нарисуйте рисунки и вставте их в эти рамки! А мне пора возвращаться к себе в лес. До свидания! До новых встреч!