Тип урока: нестандартный.
Цели и задачи урока:
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий;
- познакомить с лагерями на территории Казахстана;
- показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история всё расставит по своим местам;
- развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа по группам.
Методы и технология урока: объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы, модульная технология.
Оборудование: карты, статистические таблицы.
Понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, ПЕСЧАНЛаг, АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки».
Технологическая карта урока
№ этапа |
Цели и задачи. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационно-мотивационный. Объяснение особенностей урока бизнес-тура. «Погружение» в проблему урока. Вступительное слово учителя. Работа с «лентой времени». |
Уч-ся слушают учителя и начинают работать с раздаточным материалом. |
2 |
Актуализация знаний. «Перестрелка» вопросами для подготовки к ЕНТ. Работа по настенной и настольными картами учащихся. Какие успехи были сделаны в 20-30 гг. входе строительства социализма в СССР? Какая идеологическая платформа была положена под необходимость репрессий в СССР? Какие изменения были внесены в уголовно-процессуальное законодательство и систему судопроизводства, чтобы «осилить» такой поток уголовных дел? Т.о. Казахстан превратился в один из главных регионов ГУЛАГа. Самым большим лагерем был КАРЛАГ, основанный 15 февраля 1931 года. Сюда сразу начала прибывать репрессированные. |
Учащиеся, ответившие на вопросы , получают жетоны, которые называются «ЛАГи» Учащиеся соотносят географические названия по картам.
Ответы учащихся.
Сообщение учащейся Сообщение уч-ся о спецпереселенцах и о КАРЛАГе. |
3 |
Применение знание в нестандартной ситуации: Прослушать песню С. Копыловой «37 год» и выписать признаки тоталитарного режима, на которые обращает внимание автор и исполнитель песни. Работа над документами методом «от противного». Учитель зачитывает обвинение репрессированных. Трудно сопротивляться не виновному. Очень слаженно работала машина репрессий. И все-таки именно в Казахстане произошло восстание против жестокого режима сталинских лагерей. 31 мая – День памяти жертв политических репрессий в Казахстане Как увековечена память жертв сталинских репрессий? |
Учащиеся слушают, анализируют текст и делают записи в тетради.
Учащиеся должны дать характеристику этому человеку.
Уч-ся слушают сообщение о восстании.
Сообщение уч-ся по фотографиям памятников. |
4 |
Рефлексия. Работа с «жучком»
Написать сообщение из пяти предложений. Все предложения должны начинаться словами: ГУЛАГ это – |
Учащиеся вместе под руководством учителя составляют схему ключевым словом, которой является слово ГУЛАГ. |
Модульная карта урока истории Казахстана в 11 классе
Тема урока: «Черная планета» (Из цикла: «Репрессии 20-50-х гг. Казахстан в системе ГУЛАГа»).
№№ УЭ |
Содержание учебных элементов |
Вопросы и задания |
УЭ1 |
Вступительное слово учителя |
Слушаем. Знакомимся с пакетом приложений. |
УЭ2 |
«Перестрелка» |
Задаем вопросы одноклассникам. За правильные ответы получаем ЛАГи – валюту урока (курс валюты: 1 ЛАГ – 1 балл). |
УЭЗ |
«Погружение» в тему. Сообщение об успехах строительства социализма в СССР. Почему к данному уроку взяты два эпиграфа? Цветовую гамму урока определяют три цвета: белый, черный, красный. |
Слушаем ответ учащегося. Работаем по «ленте времени» |
УЭ4 |
Какая идеологическая платформа объясняла необходимость репрессий? |
Вспоминаем работу Сталина по проблемам социализма. |
УЭ5 |
Изменение системы судопроизводства. |
Слушаем сообщение, запоминаем интересные факты. |
УЭ6 |
Работаем по карте: «Сталинские лагеря в Казахстане» |
Определите географическое положение лагерей на территории Казахстана и соотнесите с картой лагерей СССР. |
УЭ7 |
Сообщение о КАРЛАГе |
Какие факты вас особенно заинтересовали? |
УЭЗ |
Песня – баллада «37-ой» |
Какие черты тоталитарного режима упоминает исполнительница в своем музыкальном произведении. Делаем записи в тетради. |
|
||
УЭ9 |
«Потрогать время» помогает документ |
Слушаем содержание документа и анализируем его методом от противного. |
УЭ10 |
«Специальное задание Сталина» |
Определяем степень новизны информации. |
УЭ11 |
Слаженность репрессивной машины нарушили восстания |
Работаем по карте. Запоминаем информацию. С психологической точки зрения объясняем, почему так долго не было восстаний и забастовок в системе ГУЛАГа? |
УЭ12 |
31 мая – День памяти жертв политических регрессий. |
Как мы увековечили их память? |
УЭ13 |
ГУЛАГ способствовал.... |
Работаем по технологии «жучок». Заполняем схему из приложения. |
УЭ 14 |
Дополните предложения: ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это ... ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это... |
|
УЭ15 |
Домашнее задание |
П. 18 |