Черная планета (из цикла "Репрессии 30–50-х гг. Казахстан в системе ГУЛАГа")

Разделы: История и обществознание


Тип урока: нестандартный.

Цели и задачи урока:

  • расширить знания учащихся по истории политических репрессий;
  • познакомить с лагерями  на территории Казахстана;
  • показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история всё расставит по своим местам;
  • развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа по группам.

Методы и технология урока: объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы, модульная технология.

Оборудование: карты, статистические таблицы.

Понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, ПЕСЧАНЛаг,  АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки».

Технологическая карта урока

№ этапа

Цели и задачи. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационно-мотивационный. Объяснение особенностей урока бизнес-тура.  «Погружение» в проблему урока. Вступительное слово учителя. Работа с «лентой времени».

Уч-ся слушают учителя и начинают работать с раздаточным материалом.

2

Актуализация знаний.  «Перестрелка» вопросами для подготовки к ЕНТ.

Работа по настенной и настольными картами учащихся.

Приложение №1

Какие успехи были сделаны в 20-30 гг. входе строительства социализма в СССР?

Какая идеологическая платформа была положена под необходимость репрессий в СССР?

Какие изменения были внесены в уголовно-процессуальное законодательство и систему судопроизводства, чтобы «осилить» такой поток уголовных дел?

Приложение №2

Т.о. Казахстан превратился в один из главных регионов ГУЛАГа.

Самым большим лагерем был КАРЛАГ, основанный 15 февраля 1931 года. Сюда сразу начала прибывать репрессированные.

Приложение №3

Учащиеся, ответившие на вопросы , получают жетоны, которые называются «ЛАГи»

Учащиеся соотносят географические названия по картам.

 

Ответы учащихся.

 

Сообщение учащейся

Сообщение уч-ся о спецпереселенцах и о КАРЛАГе.

3

Применение знание в нестандартной ситуации:

Прослушать песню С. Копыловой «37 год» и выписать признаки тоталитарного режима, на которые обращает внимание автор и исполнитель песни.

Работа над документами методом «от противного». Учитель зачитывает обвинение репрессированных.

Трудно сопротивляться не виновному. Очень слаженно работала машина репрессий. И все-таки именно в Казахстане произошло восстание против жестокого режима сталинских лагерей.

Приложение №4

31 мая – День памяти жертв политических репрессий в Казахстане

Приложение №5

Как увековечена память жертв  сталинских репрессий?

Учащиеся слушают, анализируют текст и делают записи в тетради.

 

Учащиеся должны дать характеристику этому человеку.

 

Уч-ся слушают сообщение о восстании.

 

Сообщение уч-ся по фотографиям памятников.

4

Рефлексия. Работа с «жучком»

 

 

Написать сообщение из пяти предложений.

Все предложения должны начинаться словами:

ГУЛАГ это –

Учащиеся вместе под руководством учителя составляют схему ключевым словом, которой является слово ГУЛАГ.

 

Модульная карта урока истории Казахстана в 11 классе

Тема урока: «Черная планета» (Из цикла: «Репрессии 20-50-х гг. Казахстан в системе ГУЛАГа»).

№№ УЭ

Содержание учебных элементов

Вопросы и задания

УЭ1

Вступительное слово учителя

Слушаем. Знакомимся с пакетом приложений.

УЭ2

«Перестрелка»

Задаем вопросы одноклассникам. За правильные ответы получаем ЛАГи – валюту урока (курс валюты: 1 ЛАГ – 1 балл).

УЭЗ

«Погружение» в тему. Сообщение об успехах строительства социализма в СССР. Почему к данному уроку взяты два эпиграфа? Цветовую гамму урока определяют три цвета: белый, черный, красный.

Слушаем ответ учащегося. Работаем по «ленте времени»
Рассуждаем на заданную тему.

УЭ4

Какая идеологическая платформа объясняла необходимость репрессий?

Вспоминаем работу Сталина по проблемам социализма.

УЭ5

Изменение системы судопроизводства.

Слушаем сообщение, запоминаем интересные факты.

УЭ6

Работаем по карте: «Сталинские лагеря в Казахстане»

Определите географическое положение лагерей на территории Казахстана и соотнесите с картой лагерей СССР.

УЭ7

Сообщение о КАРЛАГе

Какие факты вас особенно заинтересовали?

УЭЗ

Песня – баллада «37-ой»

Какие черты тоталитарного режима упоминает исполнительница в своем музыкальном произведении. Делаем записи в тетради.

 

УЭ9

«Потрогать время» помогает документ

Слушаем содержание документа и анализируем его методом от противного.

УЭ10

«Специальное задание Сталина»

Определяем степень новизны информации.

УЭ11

Слаженность репрессивной машины нарушили восстания

Работаем по карте. Запоминаем информацию. С психологической точки зрения объясняем, почему так долго не было восстаний и забастовок в системе ГУЛАГа?

УЭ12

31 мая – День памяти жертв политических регрессий.

Как мы увековечили их память?

УЭ13

ГУЛАГ способствовал....

Работаем по технологии «жучок». Заполняем схему из приложения.

УЭ 14

Дополните предложения: ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это ... ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это...

 

УЭ15

Домашнее задание

П. 18


рис.1