Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население. Поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.
Нами составлен проект "В здоровом теле - здоровый дух". Целью этого проекта является формирование у обучающихся первой ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- создать информационный банк о состоянии здоровья учащихся;
- организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями;
- формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
- осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья младшего школьника;
Согласно современным представлениям наше здоровье зависит на 10-15% от уровня загрязнения окружающей среды, до 20-25 % на него оказывают генетические факторы, на 8-10 % уровень здравоохранения и на 50 % от социальных условий и образа жизни.
Организм человека - совершенная конструкция. Правильное отношение к нему позволяет успешно противостоять простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам.
В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время.
Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями. Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.
Перечень основных блоков:
- Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры);
- Психологический (работа педагога-психолога);
- Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
- Блок двигательной активности (физическое развитие)
Сроки реализации проекта: 2009-2013 гг.
В результате реализации проекта будет:
- снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза);
- повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус младшего школьника;
- апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
- увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
- разработана школьная программа по здоровьесбережению;
- разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
- включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
- создана комната психологической разгрузки для обучающихся;
- организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ;
Проект предполагает работу по следующим направлениям:
1 класс "Здоровье - это здорово!"
Под девизом: "Твой завтрашний успех начинается сегодня"
Исполнители: классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя физической культуры, родители
Предполагаемые результаты:
- создание благоприятного психо-эмоционального фона;
- развитие адаптационных возможностей;
- формирование у обучающихся потребности ЗОЖ
2 класс "Здоровье - это спорт!"
Под девизом: "Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай"
Исполнители: классный руководитель, учитель физической культуры, мед.работник, психолог, педагоги доп.образования
Предполагаемые результаты:
- совершенствование физических качеств;
- формирование приоритетного отношения к своему здоровью
3 класс "Здоровье - это победа над собой!"
Под девизом: "Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой"
Исполнители: Классный руководитель, педагог-психолог школы
Предполагаемые результаты:
- развитие самопознания;
- формирование психологической культуры
4 класс "Здоровье - это жизнь!"
Под девизом: "Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя"
Исполнители: Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники
Предполагаемые результаты:
- совершенствование коммуникативных навыков,
- качеств толерантной личности
- формирование здоровой целостной личности
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном и в воспитательном процессе позволяет снижать утомляемость, улучшать эмоциональный настрой и повышать работоспособность младших школьников, а в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Единство воспитательного пространства проекта
МАОУ - лицей №2 | Внешкольные учреждения |
-образцовый хореографический коллектив
"Настроение" вокально - хореографическая студия "Звездный дождь" -пришкольный лагерь "Улыбка" -баскетбол -волейбол -каратэ -футбол -уроки СОЗ |
- ЦДЮТ - клуб АЛНАС - спорткомплекс "Дельфин" - ДЮСШ - Дворец спорта "Юбилейный" - ТЕННИС- SITI - подростковый клуб "Заря" - Дворец культуры "Нефтьче" - ДМШ - конно-спортивная школа - роллердром - Дом каратэ - Фитнес Центр |
На уроках детям трудно удерживать постоянное внимание. От правильной организации урока во многом зависит рабочее состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Чтобы предупредить нарастающее утомление, для повышения умственной работоспособности детей используются следующие здоровьесберегающие технологии.
- Пятидневная учебная неделя для первоклассников
- Уроки по 35 минут для первоклассников
- Шестидневная учебная неделя по расписанию с учетом таблицы И.Г.Сивкова
- Здоровье укрепляющий комплекс физических упражнений
- Обязательные ежедневные прогулки
- Регулярная организация игр на переменах
- Занятия корригирующей гимнастикой
- Организация питания
- Листок здоровья
- Проведение бесед о здоровой пище, о личной гигиене, гигиене жилища, классного помещения
- Беседы о здоровом образе жизни, по профилактике вредных привычек
- Выезды на дни Здоровья на природу
- Приглашение на классные часы медиков-специалистов
В целях пропаганды здорового образа жизни мы используем следующие формы работы с учащимися и родителями:
1 класс
- Классные часы
- День Здоровья
- Конкурс рисунков "Мы любим спорт"
- Спортивный праздник "Сильные, ловкие, смелые"
- Спортивная игра "Зов джунглей"
- Работа с родителями по антинаркотической программе "Путь к успеху"
2 класс
- Классные часы
- Конкурс "Лучший спортивный класс"
- Неделя спорта
- Встреча с врачом
- Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья!"
- Родительское собрание "Будь здоров!"
3 класс
- Классные часы
- Спортивный праздник "Делай как мы, делай лучше нас!"
- Спортивная игра "Зарница"
- Конкурс сочинений "В здоровье сберегу, сам себе я помогу"
- Поход в лес
- Круглый стол с родителями "В здоровом духе - здоровое тело"
4 класс
- Классные часы
- Малые Олимпийские игры
- Встреча с врачом
- Экскурсия на природу
- Спортивное мероприятие "Рыцарский турнир"
- Защита проектов "Здоровый я - здоровая страна"
- Конференция для родителей "Здоровая семья"
- Показ фотографий (слайдов)
Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, (схема-человека) "Я - здоровый человек", можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И ДУХОВНО, ТАК И ФИЗИЧЕСКИ.