Цели:
- образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;
- развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
- воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Н. Чуракова; хрестоматия; мультимедийный проектор; костюмы героев сказки; декорации; смайлики; любая книга ученика.
Предварительная работа: подготовка инсценировки сказки.
Ход урока
1. Орг. момент, эмоциональный настрой.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.
– Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...".
2. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня продолжим выяснять, каким способом можно посмотреть на мир по-новому, познакомимся еще с одним произведением Валентина Берестова.
3. Дыхательная гимнастика.
– Начнем урок с дыхательной гимнастики. Упражнение «Задуй свечу».
– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
4. Подготовительная работа. Жужжащее чтение.
– Открыли свою книгу. Начинаем читать вполголоса, чтобы я слышала каждого (через минуту-чтение «пчелкой»).
5. Проверка домашнего задания.
– Давайте вспомним, с какими способами мы уже познакомились, чтобы увидеть мир по-новому (каждому ряду было задано выучить стихотворение из учебника «Окно», «Лужица», «Цветные стекла»).
6. Объяснение нового материала.
– Посмотрите на доску, прочитайте имя автора и название произведения. (Берестов «Как найти дорожку»).
Антиципация
– Выскажите свое предположение, о чем это произведение.
7. Физминутка с применением мультимедийного проектора.
– Сейчас мы отдохнем, а затем проверим, чье предположение оказалось верным. Ребята нашего класса подготовили инсценировку этого произведения.
8. Инсценировка произведения.
9. Работа по содержанию.
Выяснение, чье предположение оказалось верным.
– Итак, какой жанр литературы мы сейчас увидели? (сказку)
– Как догадались, что это сказка? (животные разговаривают)
– А все ли здесь сказочно? (нет, прогулка детей, повадки животных)
– Как называются такие сказки, в которых есть не только олицетворение, но и правда? (сказка-несказка)
– А элементы какого вида сочетает в себе сказка В. Берестова? (сказка-цепочка, дети встречают разных животных)
– Все ли животные знают, где находится сторожка дедушки? (да, они все указывают путь)
– И белочка, и заяц, и улитка, и пчелы говорят об одном и том же месте? (да)
– Почему же их советы так отличаются? (каждый предлагает действовать со своей точки зрения: белка – предлагает прыгать, заяц – нюхать, улитка – ползти)
– Почему дети смогли воспользоваться только советом пчел? (пчелы предложили идти за ними, дали совет с точки зрения человека)
– Почему дети сами не смогли найти дедушкину сторожку? (заблудились, тропинка пропала)
– Можно ли животных назвать помощниками наших героев? (да, все они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения)
10. Подготовительная работа перед чтением сказки. Логические упражнения.
– Глазами смотрим на вертикальную линию и стараемся прочитать слова:
А) про себя, глазами;
Б) про себя, шевеля губами;
В) шепотом;
Г) вслух, хором.
– Что объединяет эти слова? (все слова – названия предметов)
– Какое слово лишнее? (лесник отвечает на вопрос кто? – одушевленное)
11. Чтение текста из хрестоматии учащимися по цепочке.
12. Последующая работа.
– Какими еще способами можно посмотреть на мир по-другому, по-новому? (с помощью движения, органов чувств)
13. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Я хотела бы узнать, у кого появилось желание нарисовать иллюстрацию к этой сказке, перечитать сказку еще раз, сыграть одну из ролей? Поднимите, тот смайлик, который отражает ваше настроение, ощущение от урока. Благодарность за работу на уроке.
14. Домашнее задание: подготовить чтение по ролям.