Цели:
1) подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения, дальнейшее формирование знаний о структуре сочинения-рассуждения;
2) развитие устной и письменной речи, мышления обучающихся;
3) формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся.
Оборудование:
1. Слайды о вреде курения.
2. Слайд о структуре текста-рассуждения.
3. У каждого ученика памятка о структуре рассуждения, о способах формулировки аргументации и выводов.
ХОД УРОКА
І. Оргмомент. Нацеливание.
- Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Курить или не курить?”
Сегодня мы поговорим о вреде сигареты и ее мнимой привлекательности.
- Как вы считаете, актуальна ли выбранная тема? (Ответы учащихся)
- Что мы можем узнать в ходе обсуждения и нужно ли работать над этой темой? (Постановка целей урока)
- Курить или не курить? (Слайд 1, 2. Презентация) Конечно, каждый из вас ответит, что курить вредно. Но запретный плод все время тянет к себе, и возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы!
- Мы подготовимся к написанию сочинения – рассуждения, а напишите вы его дома (запись в тетради даты и темы).
ІІ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
1. Словарная работа.
- Прежде чем мы будем работать над структурой текста-рассуждения, давайте вспомним орфографию: разберите по составу слово “рассуждение” и обозначьте в нем все орфограммы (один ученик у доски, остальные в тетради.)
Итак, вы верно обозначили корень в слове и нашли вариант этой морфемы – корень “суд”, значит, сегодня мы будем судить, рассуждать, выяснять, чья точка зрения верна. А чья может быть подвержена сомнению.
2. Структура текста-рассуждения.
- Вспомним, как строится текст-рассуждение? (Ответы: тезис, аргументы, вывод). Слайд 3. таблица 1
- Что такое тезис?
- Что представляет собой 2-я часть рассуждения (должно быть не менее 2-х аргументов).
- Что нужно отразить в выводе?
3. Создание шаблона текста.
Мы вспомним структуру текста – рассуждения и речевые конструкции, которые вы сможете использовать при создании текста. С чего начнем создание текста? (Нужно сформулировать тезис)
- Вопрос “Курить или не курить?” может иметь 2 варианта ответа. (Прикрепляются таблички “курить”, “не курить” каждый из ответов может быть тезисом)
Попробуем сформулировать оба варианта. Посмотрим, какую речевую конструкцию мы можем использовать (На слайде 4: Я считаю…знаю…, уверен …, не сомневаюсь … , что …)
- Как сформулировать тезис тем, кто считает, что лучше “не курить” (ответы) – запись в тетради.
- Как сформулировать тезис тем, кто, зная о вреде курения, все же стал рабом пагубной привычки (ответы) – запись в тетради. (Я уверен, что курение вредно для здоровья… Я знаю о вреде курения, но считаю что иногда сигарета…)
- У вас уже есть тезис, теперь ваше утверждение нужно аргументировать (начертить таблицу в тетради “курить/не курить”), (2 учащихся у доски будут записывать) (“перекрестный огонь”).
4. Работа по таблицам “Речевые обороты”.
Таблица 2
(данная таблица у каждого ученика)
- Давайте посмотрим, какие речевые конструкции можно использовать при составлении аргументации? (Повторение правил об обособлении вводных слов и знаков препинания в СП)
НЕ КУРИТЬ | КУРИТЬ |
+ выгляжу молодо и привлекательно | + выгляжу взрослее |
+ сохраню здоровье своего организма | + легко завожу знакомства |
+ имею здоровый цвет кожи | + считаю себя “крутым” |
+ не наношу вред близким | + чувствую себя свободно, раскрепощенно |
+ могу родить здоровое поколение | |
+ не сокращаю жизнь | |
+ на сэкономленные деньги могут купить … | |
+ не загрязняю воздух |
Таблица нам ярко продемонстрировала, что лучше не курить. А теперь давайте подумаем, на какие “минусы” мы можем указать тем, кто стал “рабом сигареты”. (Ответы: нужно скрывать запах от одежды; прятать пачки; имеет тусклый цвет кожи, запах изо рта, постоянный налет на зубах, не говоря о вреде своему организму)
Таблица 3.
- Посмотрим, какие речевые конструкции мы можем использовать при оформлении вывода.
- Что могут сказать о курении люди, считающие, что курение – вредно.
- Что могут сказать те, которых сигарета привлекает. (Составление таблицы, её учащиеся записывают в тетрадь).
5. Физминутка “Гимнастика для легких: дыши правильно”.
6. Беседа о вреде табака.
А теперь давайте посмотрим фильм о вреде курения (слайды и слово учителя)
О том, что курение является вредным для здоровья, знают почти все, даже дети. Однако, в силу того, что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся, и он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет (а начавших курить в детском возрасте - еще раньше).
Вы уже сами сказали, что сигареты отнимают часть расходов (слайд 5) вроде бы незначительных, но сумма потраченных в течение 15 лет денег на сигареты равна цене хорошего автомобиля.
Посмотрим, что внутри сигареты… (слайды 6)
Кроме названных химических веществ в состав сигареты входят аммиак, синильная кислота, формальдегид.
Сигарета наносит первый удар на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что приводит к закупорке сосудов (слайд 7). А это ротовая полость курильщика со стажем (слайд 8). Это легкие никогда не курившего человека (слайд 9), это то, что с ними происходит после 20 лет “сигаретного рабства” (слайд 10).
По подсчетам ученых курильщик из-за своей пагубной привычки теряет 8 лет жизни (слайд 11).
Стоит ли продолжать? (Слайды 12, 13)
- Что вы знаете об отношении человечества к курению в прошлые времена?
- Какова политика нашего государства по отношению к курению (ответы: запрет рекламы табака; запрет продажи товара поштучно; запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним; пропаганда ЗОЖ; принят закон о том, что с 2010 года 50% площади сигаретной упаковки должна сообщать о вреде курения; ВОЗ объявила 18 ноября Днем Некурения).
7. Притча.
Мне хочется рассказать вам одну притчу. (Учащиеся слушают притчу)
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее средство и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!”
Подошел мудрый старей, сказал:
- Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
- Ты прав, о мудрый старец!- сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”?
И мудрец пояснил:
- Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять. А вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…
Отошли люди от купцов, задумавшись…
Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья зависит во многом от вас самих.
III. Домашняя работа. Итоги. Оценивание.
Напомню, что вам дома нужно написать сочинение – рассуждение на предложенную тему.
Сегодня на уроке мы много сравнивали, сопоставляли, делали выбор. Дело в том, что человек очень отличается от всего, созданного на Земле именно тем, что он постоянно должен выбирать, и от его выбора зависит судьба, причем не только одного человека. Нужно очень обдуманно принимать решения и не отказываться от советов взрослых, не рекомендующих, например, долго сидеть за компьютером, смотреть некоторые фильмы, тем более что они могут негативно воздействовать на психику; ну и, конечно же, не торопиться стать заложником вредных привычек. А для этого нужно знать, что всегда можно найти альтернативу.
Когда вы будете писать сочинение, помните то, что сказал когда-то М. Горький: “Прежде, чем писать, подумай, о чем писать, как писать и для чего” (слайд 14). Мне хочется, чтобы вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, как важно в жизни сделать правильный выбор, и для чего вам дана жизнь, уж точно не для того, чтобы сделать ее короче.
Спасибо за урок.
Таблица 2.
Аргументация
Вводные конструкции | Союзы, союзные слова | Речевые обороты |
Во-первых, во-вторых, по-моему, например, видимо, скорее всего, как мне кажется, на мой взгляд, по моему убеждению. |
Так как, в результате чего, потому что, поскольку, благодаря тому что, если, хотя, несмотря на… |
Причина состоит в следующем… Укажем на причины… Это объясняется тем, что… Это зависит от… Это связано с тем, что… Допустим, что… Попытаемся разобраться… |
Таблица 3. Выводы
Вводные конструкции | Союзы | Речевые обороты |
Таким образом, Следовательно, Итак, |
… , т ак как… … , поскольку… |
Из этого следует, что… Я уверен (а) в том, что… Получается, что… Мне хочется сделать вывод о том, что… Я могу с уверенностью сказать, что… |