Сложение однозначных чисел с переходом через разряд (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Закрепить знание состава числа 12, умение складывать однозначные числа с переходом через разряд.
  2. Развивать мыслительные операции, творческие способности, познавательный интерес, речь.
  3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к ближним, вежливость на примере героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по сказке…

– А вот и герои нашей сказки. (В класс входят двое переодетых ученика – Аленушка и Иванушка.) Из какой сказки эти герои?

– Итак, мы отправляемся путешествовать по сказке «Гуси-лебеди» (Первый, второй слайды презентации.)

– Подымите руку те, кто знает эту сказку. Молодцы, все знают эту сказку. А давайте расскажем эту сказку по-новому, на математический лад. Итак, слушайте! Начну я, а продолжать будете вы.

– Жили-были муж да жена, и было у них двое детей – девочка и мальчик. Вот отправляются родители на ярмарку и приказывают дочери за братцем смотреть. Собрались и уехали. А девочка позабыла про родительский наказ, заигралась с подружками. Приходит домой, а братца нет. Кинулась она за ворота, да только и увидала, как высоко вдали гуси-лебеди ее братца понесли. А про них давно дурная слава ходила, что они маленьких детей уносят. Побежала девочка им вдогонку. Смотрит – стоит печка (Третий слайд – Печка )

Девочка к ней: «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» А печка ей говорит: «Напиши красиво и правильно математический диктант, цепочку логическую составь, тогда и скажу».

II. Актуализация опорных знаний

1. Математический диктант. (Четвертый слайд)

– Чтобы записать правильно математический диктант, нам нужно вспомнить, как называются компоненты при сложении, вычитании?

– Назовите компоненты вычитания.

– Разность чисел 10 и 7?

– Уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найдите разность.

– Назовите компоненты сложения.

– Сумма чисел 7 и 2.

– Первое слагаемое 9, второе 3, найдите сумму. (Один ученик у доски.)

2. Закономерность.

Какая закономерность в этой логической цепочке?

– Допишите логическую цепочку до 30. Прочитайте ее. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.

– На какие группы можно разбить этот ряд чисел? (Однозначные и двузначные, круглые и некруглые.)

III. Постановка учебной задачи.

–Бежит девочка дальше. Течет молочная речка в кисельных берегах. (Пятый слайд - Молочная речка)

– Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?

– Убери камушки, которые мешают мне течь, тогда и скажу.

– Чтобы убрать камушки, мы должны, составить и записать всевозможные выражения, используя однозначные числа: 3, 6, 9.

– Что такое выражение?

6 + 3            9 – 3
9 + 3   9 – 6
9 + 6   6 – 3

– На какие группы можно разбить эти выражения? (Сумма чисел и разность чисел.)

– Эти выражения можно разбить еще на две группы. Кто догадался, на какие группы?

ПОДСКАЗКА.

– Найдите значение этих выражений.

– Что значит найти значение выражения? (Записать равенство.)

– Что такое неравенство?

– Итак, на какие еще группы мы можем разделить эти равенства? (Значение выражений, которых больше 10 и меньше 10.)

– В каких равенствах, на сложение или на вычитание значение выражения больше 10?

ВЫВОД:

Равенства на сложение можно разделить на две группы, значение выражений, которых больше 10 и меньше 10, т. е. с переходом через разряд.

– Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Состав числа 12.

Цель урока: Учиться складывать однозначные числа с переходом через разряд. Повторить состав числа 12. (Шестой слайд)

IV. «Открытие» нового знания.

– Побежала девочка дальше – стоит яблонька. (Седьмой слайд – Яблонька.)

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Разложи яблоки в корзины, тогда и скажу. (Восьмой слайд)

1. Разложите яблоки по группам, по каким признакам можно их разложить? Проблема!

(По цвету – 9 красных и 3 желтых; по форме – 8 круглых и 4 овальных; размеру – 7 больших и 5 маленьких.)

ВЫВОД:

9 и 3,
8 и 4,
7 и 5, части какого числа?

– Что интересного вы заметили? Продолжите закономерность.

2. Самостоятельно запишите четыре равенства получения числа 12. (Один ученик у доски.)

  • 9 + 3 = 12
  • 8 + 4 = 12
  • 7 + 5 = 12
  • 6 + 6 = 12

– Буратино решил помочь нашей девочке.

– Как вы думаете, правильно ли он справился с заданием?

  • 9 + 3 = 12
  • 8 + 3 = 12
  • 7 + 5 = 12
  • 5 + 5 = 12

3. Индивидуальная работа. (По одному человеку с каждого ряда.)

9 + 3 =12            8 + 4 = 12            7 + 5 = 12

– Запишите взаимообратные равенства.(Одно равенство на сложение, два на вычитание.)

3 + 9 = 12            4 + 8 = 12            5 + 7 = 12
12 – 3 = 9   12 – 4 = 8   12 – 5 = 7
12 – 9 = 3   12 – 8 = 4   12 – 7 = 5

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного.

– Бежит девочка дальше. Видит – стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга прядет кудель, а на лавочке братец сидит, серебряными яблочками играет. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит ее задание. (Девятый слайд – Бабы Яги.)

1. Найдите значения выражений, разными способами.

Какие приемы сложения вы знаете? (С помощью таблицы, числового отрезка, графической модели, по частям.)

  • 8 + 6 = 14 – Найдите сумму чисел с помощью таблицы.
  • 9 + 7 = 16
  • 8 + 5 = 13 – Найдите сумму чисел с помощью числового отрезка.
  • 7 + 7 = 14

(Дополняем до десяти первое слагаемое, а затем добавляем остальные ед.,  т.е. складываем второе слагаемое по частям.)

– Какой способ удобнее? Почему?

ВЫВОД: Чтобы сложить однозначные числа с переходом через разряд, нужно довести первое слагаемое до круглого десятка, разложив при этом второе слагаемое на удобные части.

– Выполнила девочка задание Бабы Яги, схватила братца и домой побежала. А дом, то далеко. Чтобы девочка быстрее добежала с братцем до дома, нам нужно выполнить следующее задание.

2. – Решите задачу. (Десятый слайд)

У Бабы-Яги было 7 белых и 5 серых гусей. Кощей подарил ей 9 уток, из которых 2 белых, а остальные серые. Сколько было гусей у Бабы-Яги? Сколько серых уток подарил Кощей? Сколько было белых птиц и сколько серых? Сколько всего птиц у Бабы-Яги Стало?

– Прибежали дети домой, а тут родители пришли, коробку подарков принесли.

– Кто у нас хорошо работал на уроке, тот тоже получает подарок – звездочку. (Одиннадцатый, двенадцатые слайды)

3. Домашнее задание.

Придумать пять равенств на сложение однозначных чисел с переходом через разряд.

VII. Итог урока

– Наш урок подходит к концу. Понравилась ли вам математическая сказка?

– Чему мы учились на уроке? Что повторили?

– Вы молодцы! Хорошо помогали девочке. Давайте посчитаем, у кого, сколько яблок (жетонов) за урок собралось? Самые активные получают звездочку и приз.