Цели:
- Закрепить знание состава числа 12, умение складывать однозначные числа с переходом через разряд.
- Развивать мыслительные операции, творческие способности, познавательный интерес, речь.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к ближним, вежливость на примере героев сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по сказке…
– А вот и герои нашей сказки. (В класс входят двое переодетых ученика – Аленушка и Иванушка.) Из какой сказки эти герои?
– Итак, мы отправляемся путешествовать по сказке «Гуси-лебеди» (Первый, второй слайды презентации.)
– Подымите руку те, кто знает эту сказку. Молодцы, все знают эту сказку. А давайте расскажем эту сказку по-новому, на математический лад. Итак, слушайте! Начну я, а продолжать будете вы.
– Жили-были муж да жена, и было у них двое детей – девочка и мальчик. Вот отправляются родители на ярмарку и приказывают дочери за братцем смотреть. Собрались и уехали. А девочка позабыла про родительский наказ, заигралась с подружками. Приходит домой, а братца нет. Кинулась она за ворота, да только и увидала, как высоко вдали гуси-лебеди ее братца понесли. А про них давно дурная слава ходила, что они маленьких детей уносят. Побежала девочка им вдогонку. Смотрит – стоит печка (Третий слайд – Печка )
Девочка к ней: «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» А печка ей говорит: «Напиши красиво и правильно математический диктант, цепочку логическую составь, тогда и скажу».
II. Актуализация опорных знаний
1. Математический диктант. (Четвертый слайд)
– Чтобы записать правильно математический диктант, нам нужно вспомнить, как называются компоненты при сложении, вычитании?
– Назовите компоненты вычитания.
– Разность чисел 10 и 7?
– Уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найдите разность.
– Назовите компоненты сложения.
– Сумма чисел 7 и 2.
– Первое слагаемое 9, второе 3, найдите сумму. (Один ученик у доски.)
2. Закономерность.
– Какая закономерность в этой логической цепочке?
– Допишите логическую цепочку до 30. Прочитайте ее. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.
– На какие группы можно разбить этот ряд чисел? (Однозначные и двузначные, круглые и некруглые.)
III. Постановка учебной задачи.
–Бежит девочка дальше. Течет молочная речка в кисельных берегах. (Пятый слайд - Молочная речка)
– Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
– Убери камушки, которые мешают мне течь, тогда и скажу.
– Чтобы убрать камушки, мы должны, составить и записать всевозможные выражения, используя однозначные числа: 3, 6, 9.
– Что такое выражение?
6 + 3 9 – 3 9 + 3 9 – 6 9 + 6 6 – 3
– На какие группы можно разбить эти выражения? (Сумма чисел и разность чисел.)
– Эти выражения можно разбить еще на две группы. Кто догадался, на какие группы?
ПОДСКАЗКА.
– Найдите значение этих выражений.
– Что значит найти значение выражения? (Записать равенство.)
– Что такое неравенство?
– Итак, на какие еще группы мы можем разделить эти равенства? (Значение выражений, которых больше 10 и меньше 10.)
– В каких равенствах, на сложение или на вычитание значение выражения больше 10?
ВЫВОД:
Равенства на сложение можно разделить на две группы, значение выражений, которых больше 10 и меньше 10, т. е. с переходом через разряд.
– Кто сможет сформулировать тему урока?
Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Состав числа 12.
Цель урока: Учиться складывать однозначные числа с переходом через разряд. Повторить состав числа 12. (Шестой слайд)
IV. «Открытие» нового знания.
– Побежала девочка дальше – стоит яблонька. (Седьмой слайд – Яблонька.)
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Разложи яблоки в корзины, тогда и скажу. (Восьмой слайд)
1. Разложите яблоки по группам, по каким признакам можно их разложить? Проблема!
(По цвету – 9 красных и 3 желтых; по форме – 8 круглых и 4 овальных; размеру – 7 больших и 5 маленьких.)
ВЫВОД:
9 и 3,
8 и 4,
7 и 5, части какого числа?
– Что интересного вы заметили? Продолжите закономерность.
2. Самостоятельно запишите четыре равенства получения числа 12. (Один ученик у доски.)
- 9 + 3 = 12
- 8 + 4 = 12
- 7 + 5 = 12
- 6 + 6 = 12
– Буратино решил помочь нашей девочке.
– Как вы думаете, правильно ли он справился с заданием?
- 9 + 3 = 12
- 8 + 3 = 12
- 7 + 5 = 12
- 5 + 5 = 12
3. Индивидуальная работа. (По одному человеку с каждого ряда.)
9 + 3 =12 8 + 4 = 12 7 + 5 = 12
– Запишите взаимообратные равенства.(Одно равенство на сложение, два на вычитание.)
3 + 9 = 12 4 + 8 = 12 5 + 7 = 12 12 – 3 = 9 12 – 4 = 8 12 – 5 = 7 12 – 9 = 3 12 – 8 = 4 12 – 7 = 5
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного.
– Бежит девочка дальше. Видит – стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга прядет кудель, а на лавочке братец сидит, серебряными яблочками играет. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит ее задание. (Девятый слайд – Бабы Яги.)
1. Найдите значения выражений, разными способами.
– Какие приемы сложения вы знаете? (С помощью таблицы, числового отрезка, графической модели, по частям.)
- 8 + 6 = 14 – Найдите сумму чисел с помощью таблицы.
- 9 + 7 = 16
- 8 + 5 = 13 – Найдите сумму чисел с помощью числового отрезка.
- 7 + 7 = 14
(Дополняем до десяти первое слагаемое, а затем добавляем остальные ед., т.е. складываем второе слагаемое по частям.)
– Какой способ удобнее? Почему?
ВЫВОД: Чтобы сложить однозначные числа с переходом через разряд, нужно довести первое слагаемое до круглого десятка, разложив при этом второе слагаемое на удобные части.
– Выполнила девочка задание Бабы Яги, схватила братца и домой побежала. А дом, то далеко. Чтобы девочка быстрее добежала с братцем до дома, нам нужно выполнить следующее задание.
2. – Решите задачу. (Десятый слайд)
У Бабы-Яги было 7 белых и 5 серых гусей. Кощей подарил ей 9 уток, из которых 2 белых, а остальные серые. Сколько было гусей у Бабы-Яги? Сколько серых уток подарил Кощей? Сколько было белых птиц и сколько серых? Сколько всего птиц у Бабы-Яги Стало?
– Прибежали дети домой, а тут родители пришли, коробку подарков принесли.
– Кто у нас хорошо работал на уроке, тот тоже получает подарок – звездочку. (Одиннадцатый, двенадцатые слайды)
3. Домашнее задание.
– Придумать пять равенств на сложение однозначных чисел с переходом через разряд.
VII. Итог урока
– Наш урок подходит к концу. Понравилась ли вам математическая сказка?
– Чему мы учились на уроке? Что повторили?
– Вы молодцы! Хорошо помогали девочке. Давайте посчитаем, у кого, сколько яблок (жетонов) за урок собралось? Самые активные получают звездочку и приз.