Неопределенная форма глагола (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • формирование у учащихся представления о неопределенной форме глагола;
  • вырабатывание умения находить в тексте глаголы неопределенной формы по вопросам Что делать? Что сделать?;
  • введение в активный словарь учащихся термина «неопределенная форма глагола».

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Игра «Пресс-конференция»

У доски трое желающих. Остальные – журналисты. Они задают вопросы специалистам по глаголу.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Только ли действие обозначает глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Приведите примеры глаголов прошедшего, настоящего, будущего времени.

Учитель: Сделайте вывод. Что мы сейчас повторили?

Все ли мы знаем о глаголе? Сегодня постараемся открыть новое знание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Работа с текстом (карточка №1)

- Что можно сделать с текстом? (Прочитать, переписать, написать под диктовку, написать по памяти, разобрать по членам предложения, продолжить текст, выписать глаголы, …)

- Выпишите из текста глаголы. Что можно сделать с этими глаголами? (Разобрать по составу, определить время и число глаголов, …)

- Определите время и число глаголов. Что заметили? (Не можем определить время и число глаголов.)

- Что мы не знаем?

3. Постановка учебной задачи.

- Какой возникает вопрос? (Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?)

4. Поиск решения.

4.1. – Прочитайте последнее предложение. (карточка №1)

- Можно определить, кто действующее лицо, когда происходит событие? (Нет.)

- Чем похожи глаголы в этом предложении? ( Глаголы отвечают на вопрос Что сделать? и оканчиваются на -ть )

- Смогли определить число и время? (Нет.)

- Сделайте вывод. У каких глаголов невозможно определить число и время? (Это глаголы, отвечающие на вопрос Что сделать? и оканчивающиеся на –ть.)

4.2. Даны слова:

  • з а м е ч а т ь
  • и д т и
  • б е р е ч ь

- Сравните слова. Чем похожи? (Отвечают на вопрос Что делать?, нельзя определить время и число.)

- Чем отличаются? (Оканчиваются на -ть, -ти, -чь.)

- Сделайте вывод. У каких глаголов невозможно определить число и время?

- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число и время? (Гипотезы детей.)

Правило стр. 108 («Русский язык» 3 кл. Р.Н.Бунеев).

- Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число? (Неопределенная форма глагола.)

- Почему эта форма называется неопределенной?

- Что еще из правила узнали? (-ть, -ти, -чь - это суффиксы глаголов неопределенной формы.)

4.3. Групповая работа.

У каждой группы свой ряд глаголов и инструкция к выполнению задания (карточка №2).

- Что стоит после корня? ( Суффиксы А, Е, И, О)

- Как называются такие суффиксы? (Глагольные.)

- Какие глагольные суффиксы еще есть?

- Как отличить глаголы неопределенной формы от других форм глаголов? (Проговариванием.)

- Сформулируйте тему урока. (Неопределенная форма глагола.)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в паре (карточка №3)

Подчеркнуть среди слов разных частей речи глаголы неопределенной формы. (Фронтальная проверка.)

6 Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

7. Домашнее задание.

Подобрать 3-5 пословиц с глаголами неопределенной формы.

Приложение