Цели:
- формирование у учащихся представления о неопределенной форме глагола;
- вырабатывание умения находить в тексте глаголы неопределенной формы по вопросам Что делать? Что сделать?;
- введение в активный словарь учащихся термина «неопределенная форма глагола».
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Игра «Пресс-конференция»
У доски трое желающих. Остальные – журналисты. Они задают вопросы специалистам по глаголу.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Только ли действие обозначает глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Приведите примеры глаголов прошедшего, настоящего, будущего времени.
Учитель: Сделайте вывод. Что мы сейчас повторили?
Все ли мы знаем о глаголе? Сегодня постараемся открыть новое знание.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Работа с текстом (карточка №1)
- Что можно сделать с текстом? (Прочитать, переписать, написать под диктовку, написать по памяти, разобрать по членам предложения, продолжить текст, выписать глаголы, …)
- Выпишите из текста глаголы. Что можно сделать с этими глаголами? (Разобрать по составу, определить время и число глаголов, …)
- Определите время и число глаголов. Что заметили? (Не можем определить время и число глаголов.)
- Что мы не знаем?
3. Постановка учебной задачи.
- Какой возникает вопрос? (Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?)
4. Поиск решения.
4.1. – Прочитайте последнее предложение. (карточка №1)
- Можно определить, кто действующее лицо, когда происходит событие? (Нет.)
- Чем похожи глаголы в этом предложении? ( Глаголы отвечают на вопрос Что сделать? и оканчиваются на -ть )
- Смогли определить число и время? (Нет.)
- Сделайте вывод. У каких глаголов невозможно определить число и время? (Это глаголы, отвечающие на вопрос Что сделать? и оканчивающиеся на –ть.)
4.2. Даны слова:
- з а м е ч а т ь
- и д т и
- б е р е ч ь
- Сравните слова. Чем похожи? (Отвечают на вопрос Что делать?, нельзя определить время и число.)
- Чем отличаются? (Оканчиваются на -ть, -ти, -чь.)
- Сделайте вывод. У каких глаголов невозможно определить число и время?
- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число и время? (Гипотезы детей.)
Правило стр. 108 («Русский язык» 3 кл. Р.Н.Бунеев).
- Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число? (Неопределенная форма глагола.)
- Почему эта форма называется неопределенной?
- Что еще из правила узнали? (-ть, -ти, -чь - это суффиксы глаголов неопределенной формы.)
4.3. Групповая работа.
У каждой группы свой ряд глаголов и инструкция к выполнению задания (карточка №2).
- Что стоит после корня? ( Суффиксы А, Е, И, О)
- Как называются такие суффиксы? (Глагольные.)
- Какие глагольные суффиксы еще есть?
- Как отличить глаголы неопределенной формы от других форм глаголов? (Проговариванием.)
- Сформулируйте тему урока. (Неопределенная форма глагола.)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в паре (карточка №3)
Подчеркнуть среди слов разных частей речи глаголы неопределенной формы. (Фронтальная проверка.)
6 Рефлексия.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить новые знания?
7. Домашнее задание.
Подобрать 3-5 пословиц с глаголами неопределенной формы.