Математическая статистика и ее использование в преподавании экономической географии по теме "Население Казахстана"

Разделы: Математика, География


Цели урока:

  1. Изучить демографическую ситуацию г. Семей и Казахстана, её значение для экономики страны.
  2. Показать различия половозрастного состава населения, миграционной подвижности.
  3. Формировать у учащихся представления о простейших статистических характеристиках.
  4. Сформировать приемы работы со статистическими данными, научить вычислять коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, вычислять естественный прирост, вычислить общую демографическую нагрузку, демографическую нагрузку детей и пожилых для города Семей.
  5. Научить решать практические задачи с помощью наглядной интерпретации статистической информации, графиков функций.

Воспитательные: Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.

Развивающие:

  1. Развитие мышления и предметной речи, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
  2. Расширение кругозора учащихся, формирование целостного представления о демографии, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях.
  3. Повышение любознательности, за рамками учебного процесса, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта в реальной жизни.

Оборудование: ПК, проектор, экран, политико-административная карта Казахстана, математические таблицы, статистический материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Фронтальный опрос учителя географии.

  1. Для чего нужны точные данные, характеризующие население количественно?
  2. Как можно учитывать население?
  3. Раскажите о переписях населения в Казахстане.
  4. Назовите основные демографические показатели. В каких единицах они измеряются?
  5. От чего зависит рождаемость, смертность населения?
  6. Для чего проводится демографическая политика?
  7. Что характерно для современного этапа демографического развития Казахстана?
  8. Какова численность населения страны? Как она выглядит среди других государств мира?
  9. Какие прогнозы численности населения Казахстана делают демографы?

Взаимоопрос устно в парах.

Первый вариант рассказывает 1 вопрос второму варианту и наоборот.

А) Рассказ о видах миграций, причинах их вызывающих.

Б) Рассказ о насильственных миграциях в СССР.

Географический диктант.

А) Перемещение населения из одного пункта в другой со сменой места жительства называется... (миграцией).

Б) Летние переселения горожан на дачи, садовые участки - это пример... (сезонной миграции).

В) Самая многочисленная миграция населения прошла в 20 веке во многих странах (особенно развитых) и идет быстрыми темпами в развивающихся странах, это переселение населения, связанное с индустриализацией страны называется... (урбанизацией).

Г) В районах притока населения смертность... (снижается), а рождаемость... (растет).

Д) Естественная убыль населения называется... (депопуляцией).

Е) Большая часть мигрантов ехала туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их на покупку дома или автомобиля, но инфляция "съела" их сбережения. О каких мигрантах идет речь, и в какие регионы они уезжали?

Ж) Выезд людей из страны называется... (эмиграцией).

З) Возвращение людей на историческую родину, из стран ближнего и дальнего зарубежья... (реэмиграцией).

Устно ответить на вопросы:

И) Доказать, что до начала 20 века во многих странах мира существовали традиции многодетности. (Пример: знаменитый врач Л.И.Пирогов - 13-й ребенок в семье, великий химик Д. И. Менделеев - 17-й мальчик в семье, у Льва Толстого было 13 детей).

К) Какие процессы включает естественное движение населения? (4 процесса: рождаемость, смертность, брачность, разводимость).

Л) Что такое демографический взрыв? (Феномен быстрого роста населения).

М) Что такое демографический кризис? (Естественная убыль населения).

Н) Кого называют экономисты активным населением? (Людей, участвующих в производственной и непроизводственной сфере).

О) Что означает определение субурбанизация? (Переезд обеспеченного населения в пригородную зону).

П) Как вы думаете: верно, ли считают демографы, что 21 век будет веком старения населения Земли?

4. Изучение нового материала.

Учитель географии. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, что такое демографическая ситуация на примере г. Семея. Почему надо её знать, что такое половозрастная пирамида и как её расшифровать, раскрыть вопросы миграционной подвижности и её причины.

Учитель математики. По статистическим материалам г.Семея и Казахстана, исследовательская группа учащихся представила на слайдах демографическую ситуацию 1) г. Семея, 2) Казахстана на 1.01.2008года. Графически демографическая ситуация показана половозрастной диаграммой, которая отражает половую и возрастную структуру населения.

Анализ половозрастной диаграммы Казахстана и города Семей. Приложение 1.

Учащиеся делают вывод о том, что в г. Семее родилось больше мальчиков, чем девочек. К 40 годам количество мужчин начинает убывать, как в г. Семее, так и по Казахстану. Но в городе больше женщин-догожительниц, чем по Казахстану. Средняя продолжительность жизни составляет у женщин 75 - 80 лет, а у мужчин - 58- 60 лет.

  1. Определите периоды снижения рождаемости за последние 8 лет и выясните причины спада. (Реформы 90-х годов, социально-экономическое положение страны).
  2. Можем ли мы прогнозировать повторение демографической ситуации в стране? (Наверное, нет, так как с 2004г. наблюдается рост рождаемости, снижение смертности, т.е. есть естественный прирост населения). Приложение 2.
  3. Как рассчитать общую демографическую нагрузку, демографическую нагрузку детьми и пожилыми?
  4. Какова возрастная структура нашего города? Её зависимость от миграций, традиций.
  5. Половой состав населения.

Рождаемость в Семее в 2001г. едва обеспечивает даже воспроизводство населения. Одной из проблем является увеличение уровня смертности среди лиц трудоспособного возраста - с начала 90-х годов число умерших в этой возрастной категории возросло. Подавляющее количество умерших в трудоспособном возрасте - мужчины, смертность которых превышает женскую. Учащимися школы-лицея 38 г. Семея Восточно-Казахстанской области, участниками Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"- 2009-2010 г. была представлена и рассчитана общая демографическая нагрузка, демографическая нагрузка детьми и пенсионерами г. Семей на 1.01.2007г. по формулам:

Общая демографическая нагрузка


Демографическая нагрузка детьми

Демографическая нагрузка пожилыми

Расчеты: – общая демографическая нагрузка.

 – демографическая нагрузка детьми.

– демографическая нагрузка пожилыми.

В связи с тем, что пенсионный возраст в Казахстане наступает в 58 лет у женщин и в 63 года у мужчин, демографическая нагрузка пожилых, уменьшилась в 1,7 раза, в сравнении с 2000г., когда пенсионный возраст по экологии у женщин начинался в 50 лет, а у мужчин - в 55 лет.

Учитель географии. Сегодня мы должны поговорить о прогнозах численности населения нашего города.

Опережающее задание учащимся. Стратегия - "Казахстан - 2030".

Предполагаемый ответ. Всем известно, что только 8 стран превосходят Казахстан по величине территории. Но по численности населения страна находится на 61-м месте в мире. Для нашего большого государства 15 млн жителей недостаточно. Малочисленность населения сдерживает освоение территории. Формирование ёмкого внутреннего рынка, увеличение трудового потенциала. Она неблагоприятна с точки зрения обороноспособности страны. Поэтому увеличение населения - одна из главных задач государства.

В Стратегии " Казахстан - 2030", назван ориентир - 25 млн человек. Демографы считают, что в 2010 г. в стране будет 17,5 млн. жителей, а в 2015 г. - 20 млн. Однако последние данные республиканской переписи 2009 года еще не названы, допущены ошибки в пересчете, они пока устраняются. Каковы же пути выхода из сложившейся демографической ситуации - это действие внутренних и внешних факторов. К внутренним причинам относится предстоящее вступление в брачный возраст многочисленных поколений (400-420 тыс. человек). Кроме того Казахстан переходит к активной демографической политике, направленной на повышение рождаемости. Она предусматривает предоставление льгот и пособий матерям, помощь молодым семьям.

Учитель математики. А давайте, ребята, подсчитаем, насколько увеличились социальные пособия. До 2009 г. разовое пособие составляло 15000 тенге. К этому добавляется ежемесячное пособие 3000 тенге в месяц при достижении ребенком 1 года. Малообеспеченным семьям помощь составляет 1000 тенге на ребенка до достижения 18 лет. Делаются расчеты, используя данные на 1.01.2010 г.

Пособия семьям, имеющих детей

1.07.2009г.

1.01.2010г.

Единовременное пособие на рождение

38800

42390

Пособие по рождению четвертого ребенка и более (1 ребенок)

 

70650

Пособие по рождению четвертого ребенка и более (двойня)

 

141300

Пособие по рождению четвертого ребенка и более (тройня)

 

211950

Пособия по уходу за ребенком до одного года

6480

7128

7776

8424

7772

9185

10598

12011

Дети-инвалиды до 16 лет

1167

1272

Многодетные матери

5055

8478

Многодетные семьи, имеющие 4-х и более детей

5055

5511

Учащиеся подсчитывают, что за последние 2 года возросло единовременное пособие в 2,5 раза на рождение ребенка, появился стимул у молодых семей не откладывать на потом рождение детей, причем молодые семьи, опираясь на поддержку государства, решаются на рождение второго, третьего ребенка.

Учащиеся решают задачи на считывание информации с таблицы, диаграммы.

Подсчитать и заполнить в таблицу коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста. Сделать выводы о ЕП населения. Для государства, какая из зависимостей выгодна: "Чем выше рождаемость и ниже смертность", тем … "Смертность выше, чем рождаемость" …, тем …"Рождаемость равна смертности населения", то… . А как обстоят дела у нас в городе Семей? Вывод. Предложите свои пути решения данной проблемы. Приложение 2.

Из внешних факторов, влияющих на демографическую ситуацию можно отметить миграцию. В 1992 - 2002 г. она вела к уменьшению населения.

В 2003 году впервые за годы независимости в нашу страну людей больше приехало, чем выехало. Эта тенденция будет усиливаться вместе с экономическим прогрессом государства.

Важнейший источник механического прироста населения - возвращение на родину людей, покинувших её в разное время по различным причинам. Прежде всего, это "оралманы", также те, кто в 1990 г. уехал из страны, но решил вернуться. А это насчитывает население около 1млн. человек. Сегодня мы должны с вами поговорить о традициях нашего города: православие, ислам. (Экскурсия в слайдах по нашему городу: храм, мечеть, строящаяся мечеть).

5. Закрепление.

Домашнее задание. По географии - подготовить сообщение по теме "Численность населения и демографическая ситуация нашей области". По математике, какие статистические характеристики использовались на уроке? Какие статистические характеристики используют демографы? Выполнить на компьютере различные варианты одной и той же информации.

6. Рефлексия.

1. На сегодняшнем уроке я:

  • Узнал…
  • Понял…
  • Научился…

2. Лучше всего у меня получилось…

3. Основные трудности вызвали…

4. Изменения, происшедшие у меня:

  • в знаниях по предмету;
  • в моих творческих способностях;
  • в умении осознавать себя.

Спасибо за урок!

Приложения Вы можете получить у автора статьи.