Цель:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.
- Развивать умение работать с картой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Учить детей умению применять свои знания в разных областях.
Ход урока
1. Психологический настрой.
– Вам нравится проводить уроки в медиатеке?
– Сегодня нам представилась такая возможность
II. Проверка домашнего задания.
– О какой природной зоне вы узнали на прошлом уроке? (Приложение, слайд 1)
1 ученик у доски. Дети отвечают цепочкой на вопросы.
Покажите ее на карте.
Я предлагаю вам Блиц-турнир “Я знаю лес”.
- Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)
- Какое отличие от хвойных деревьев есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
- Какая птица распространяет плоды кедра? (Кедровка.)
- Какое дерево является символом России? (Береза.)
- Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)
- У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук.)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет приятный аромат? (Липа.)
- Это животное любит темные леса, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах. (Рысь.)
- Высокое дерево с бурой корой. Ветви на вершине. Шишки маленькие, круглые. (Сосна.)
- Какое животное умеет прыгать и летать? (Белка-летяга.)
3. Работа над новой темой.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Никулиной “Русский лес”.
Текст стихотворения на слайде 2 и в каждой группе. Читает стихотворение подготовленный ученик.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших.
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
– О каких отношениях идет речь в стихотворении?
(Между кем они?)
Слайд 3.
Дети формулируют тему, цепь урока, составляют план.
Слайд 4.
Работа в группах. Поиск ответа в стихотворении.
Слайд 5
– Чтобы вы хотели узнать про эти отношения?
План
- Значение леса для человека.
- Использование леса человеком.
- Проблемы леса.
- Решение этих проблем.
– Чем является лес для человека?
Реализация плана.
– Сверим свои мысли.
Значение леса.
- Место отдыха
- Аптека
- Источник тепла
- Источник пищи, чистой воды
- Дом для растений и животных
- Защитник воздуха, водоемов, почв (выделяет фитонциды)
– Что нового для вас?
– Что такое фитонциды прочитайте с. 106 учебника.
IV. Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки.
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям: “Физкульт привет!”
– Какую роль в жизни человека играет лес? Дети делают вывод
– Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Дети делают вывод.
– Поэтому возникают экологические проблемы.
– Назовите примеры несправедливого отношения человека к лесу.
– Сверь. Слайд 6
Проблемы леса:
- Вырубка
- Не законная охота
- Пожары
- Загрязнение
– Для чего люди вырубают леса?
Обсуждение в парах. Слайд 7
– Что используют?
Древесина
- Животные
- Строительные материалы – Пища
- Бумага – Мех
- Искусственные ткани
- Фотопленку и кинопленку
- Лаки и краски
- Пластмассы
Вопросы учителя детям.
– Все эти материалы нужны людям.
– Что дает охота человеку?
– К чему приводит незаконная охота?
– Почему возникает проблема вырубки леса?
(Много вырубают)
Представьте себе, что каждую минуту на земле вырубают 200 га леса.
Попробуем представить. Какую S занимает 1 га.
Дети переводят га в м2.
1 га = 10.000 м2 20 га = 200.000 м2
Это прямоугольник длинной 2 км шириной 100 м.
1 мин – 20 га
Дети считают самостоятельно, затем сверяют. Слайд 8.
– Сколько га вырубают за 10 минут, 1 час?
10 мин – 200 га
1 час = 60 минут
1 час = 1200 га
V. Гимнастика для глаз по тренажеру Базарнова.
Слайд 9. Вопросы учителя. Работа в группах.
– Почему возникают пожары? (Неосторожное обращение с огнем.)
– Может случиться, что на земле совсем не останется леса.
– Что делать, чтобы решить эти проблемы?
Решение проблем:
Слайд 10. Дополни то о чем не сказали.
- Восстановление лесов
- Создание заповедников
- Запретить вырубку деревьев близ сел, городов
- Быть осторожнее с огнем в лесу
- Использование макулатуры
– Что такое макулатура? (Старые газеты, журналы, бумага)
Показ иллюстраций из "Красной книги" Алтайского края.
На территории нашего района созданы заказники.
– Какие животные и и растения нашего края, находятся на грани исчезновения и охраняются государством.
(Тушканчик, сокол, журавль черный, белая цапля, липа, родиола Розовая, кувшинка и др.)
VI. Решение задачи №296 с. 54 по учебнику математики.
Чтение задачи вслух. Самостоятельное решение устно. Слайд 11.
– Примените знания о единицах массы.
Проверь себя:
- 1 ц = 100 кг.
- 25 * 100 = 2500(т)
- 1 т = 1000 кг.
- 25 * 1000 = 25000(т).
Ответ: 2500 тетрадей, 25000 тетрадей.
VII. Итог.
Согласны ли вы с тем, что:
– Охрана лесов – обязанность государства?
– Что ты для этого сделал?
– Что значит “Лес – легкие нашей планеты”.
Приложение. Слайд 12. Рассуждения детей.
VIII. Домашнее задание:
Стр. 106–133 по учебнику “Окружающий мир”. Нарисовать запрещающие знаки. Прочитать рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.