Методические возможности книжки-игрушки в системе формирования младшего школьника-читателя

Разделы: Начальная школа


Важную роль в развитии детей играют уроки чтения. Постоянное приобщение детей к чтению книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности. Такая цель не может быть успешно достигнута без правильно организованной и серьезно поставленной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, хрестоматией, но и с книгами из доступного круга чтения.

Необходимо воспитывать у детей желание в свободное время выбирать и читать книги посильные, полезные и интересные. Только в этом случае книга станет действительно тем инструментом, который поможет ребенку вовремя задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны. Личностная мотивация, желание прочесть книгу, которую выбрал сам, является дополнительным и весьма ощутимым стимулом для совершенствования техники чтения.

Проявление любви к книге и к чтению – это есть самостоятельное чтение, а чтение вообще и самостоятельное чтение в частности – это практическая деятельность. Практическая деятельность с книгами из доступного круга чтения – это главное условие эффективности формирования у детей любви к книге и к чтению. С помощью практических действий дети учатся выбирать книги для себя.

К самостоятельной деятельности с книгой и среди книг младшие школьники приступают с первой учебной недели. Дети вместе с учителем осваивают характер и последовательность действий с книгами. При этом именно учитель показывает, что и как надо сделать, чтобы достичь цели и порадоваться сделанному.

Большие методические возможности для формирования младшего школьника-читателя имеет книжка-игрушка. Это детские книжки особой конструкции. Они предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и как издания представляют собой своеобразный синтез книги и игры. Книжки-игрушки позволяют в занимательной форме организовать систему занятий и уроков чтения.

При проведении занятий с книжкой-игрушкой можно выполнять различные виды читательской деятельности. Это рассматривание книжек-игрушек, чтение надписей на обложке (заголовок книги, фамилия автора), слушание чтения учителя, перечитывание текста с разными заданиями.

Книжки-игрушки помогают сделать уроки обучения грамоте более интересными и разнообразными. А также они помогают организовать разные виды творческо-читательской деятельности детей на уроках: узнавание букв и правильное их название; образование слияний с буквой, а также слов с заданным слиянием; преобразование слов с помощью наращения и усечения букв и слогов; нахождение в словах текста заданных слияний и т.п. Для этого используются книжки-игрушки с вкладным листом. Таким образом, учитель легко вовлекает в работу детей уже умеющих читать.

Дети проявляют большую активность при перечитывании текста, при выборочном чтении, в том случае, если учитель использует книжку-игрушку с вращающимся диском.

Например: “Необходимо прочитать строчки о том герое произведения, чье изображение появилось при вращении диска в “окошечке” страницы”. Диск ребенок вращает сам, а найдя изображение, читает отрывок по учебнику.

Чем больше учитель использует на уроках чтения не только учебники, но и интересные детские книги, тем чаще у ребенка возникает желание взять в руки книгу и почитать.

Книжки-игрушки помогают разнообразить уроки по теме “Устное народное творчество” (книжки-игрушки с разрезными страницами, с клапаном на страницах, с вырезом по контуру). На занятиях дети, угадав сказку по книжке-игрушке и прочитав по ней подтверждающий отгадку отрывок текста, находят на выставке книгу типовой конструкции с этой же сказкой и выполняют по ней игровые задания, связанные с перечитыванием.

Проанализировав уроки и опыт работы учителей можно сделать вывод о том, что данные книги дают нам очень широкие возможности для творчества. Они помогают сделать работу детей на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее. Эти книги позволяют организовывать неоднократное перечитывание текста, которое не утомляет ребенка, т.к. проходит в игровой форме. Нетрадиционная конструкция книжки-игрушки отвлекает детей от мыслей о трудности чтения и позволяют подбирать объем заданий по чтению для детей разной читательской подготовки. Такие книжки охотно читают дети, чей уровень техники чтения находится ниже программных требований.