Урок “Решение проблем подростков” (Dealing with teenagers’ problems) является 7 уроком раздела 6 “Я и окружающий мир”. Разрабатывая данный урок, мне приходилось учитывать следующие проблемы:
1. В каждом из седьмых классов учащиеся обладают разным уровнем учебных возможностей по английскому языку, то есть необходимо было предусмотреть дифференцированные задания, так как если отдельные учащиеся способны к спонтанному высказыванию, то для других необходимы карточки-опоры, наличие справочного материала. Проекты о друге также способствовали решению данной задачи, так как ребята получили возможность варьировать сложность представленных структур самостоятельно. Данные проектные работы учащихся готовились ребятами в парах и мини-группах в течение недели. Как известно, в процессе изучения иностранного языка, мини-проекты помогают учащимся не только интегрировать полученные знания, но и обеспечивают необходимые условия для творческого самовыражения, позволяют вовлечь обучающихся в творческую коллективную деятельность. Форму представления и защиты мини-проектов ребята выбирали самостоятельно: компьютерная презентация или видео-фильмы, что позволило им также продемонстрировать знания, полученные на уроках технологии.
2. Следующей проблемой было большое количество актированных дней, так как данный урок был запланирован на конец 3 четверти. Таким образом, мне было необходимо предусмотреть задания для повторения всего языкового материала раздела 6, наибольшую сложность из которого представляли такие грамматические явления, как условные предложения 2 типа и фразовые глаголы. Безусловно, наилучшим образом это можно было сделать с применением электронных тестов и мобильного компьютерного класса, так как это позволяет включить в учебную работу всех учащихся. Применение ИКТ, безусловно, позволяет оптимизировать учебный процесс, повысить темп урока, способствует развитию мотивации и познавательного интереса учащихся, формированию навыков самостоятельной работы, умений работы с тестами различных типов, что особенно важно в контексте подготовки к ЕГЭ. Применение компьютерных тестов помогает также обеспечить необходимым материалом каждого учащегося, обеспечить его необходимым справочным материалом для решения возникающих затруднений. Тесты были разработаны мною с помощью компьютерной программы “HotPotatoes”, в процессе выполнения каждого теста учащиеся имели возможность получать справочную информацию по мере необходимости, оценить свой уровень владения лексико-грамматическим материалом.
3. Одной из проблем при обучении английскому языку также является развитие спонтанной речи. Для многих ребят это достаточно сложно, поэтому необходимо было продумать, как мотивировать учащихся наилучшим образом. Как правило, подростков очень интересует проблема межличностных взаимоотношений, поэтому им интересно высказываться по данной тематике и выслушивать мнение своих одноклассников. В качестве одного из средств повышения мотивации был также предусмотрен видеосюжет, в котором девочка рассказывала о своих проблемах с одноклассниками и просила о помощи. Таким образом, использование личного опыта детей, практико-ориентированный характер содержания урока явились сильным мотивирующим фактором для повышения уровня речевой активности учащихся. Использование разнообразных приемов работы позволило создать атмосферу заинтересованности, выдержать высокий темп занятия и обеспечить условия для проявления самостоятельности детей. Различные режимы работы позволили обеспечить вовлеченность каждого из учеников в процесс обучения.
4. При планировании современного урока педагогу необходимо учитывать принципы здоровьесбережения, поэтому было предусмотрена смена видов деятельности, оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий, заданий для проявления самостоятельности детей. Обеспечение благоприятного, доброжелательного психологического климата также позволило избежать переутомления и эмоциональной напряженности. Общее время работы за компьютерами составило 15 минут, что соответствует требованиям СанПин.
5. И, наконец, нужно было разработать критерии оценки деятельности учащихся, повысить уровень организации рефлексии учащихся. Для этого в начале урока было произведено целеполагание, засчет чего учащиеся получили возможность узнать, на что должны быть направлены их усилия в процессе урока, чему они должны научиться. В конце урока, соответственно, была произведена рефлексия, в процессе которой ребята оценили, насколько они справились с достижением поставленных целей. В организации самооценки успешности проектной деятельности учащихся мне помогли “карточки оценивания” (evaluation cards), согласно которым ребята имели возможность оценить уровень подготовки каждого из мини-проектов своих одноклассников. Кроме того, в конце каждого из этапов урока учащиеся имели возможность оценить свой успех в выполнении разных типов заданий, что помогло им оценить не только результат, но и процесс своей учебной деятельности.
Описание урока.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения (IV)
Цель урока: Развитие умения говорить (монологическая речь)
КРУ: к окончанию урока мои ученики должны уметь:
- предложить совет подростку по решению его проблемы, используя условные предложения 2 типа и модальный глагол should;
- рассказать о друге, используя фразовые глаголы.
Образовательный аспект цели: Формирование лексических навыков говорения, формирование грамматических навыков говорения, формирование произносительных навыков говорения; развитие умения выражать функцию предложения, совета; развитие умения говорить экспромтом; развитие умения говорить самостоятельно, выбирая правильно стратегию высказывания; развитие умения понимать сказанное при нормальном темпе речи, формирование навыков аудирования с целью извлечения специальной и детальной информации.
Речевой материал (повторение):
Лексический активный: фразеологические глаголы: trust with, rely on, get on, cheer up, laugh at, get angry at, hang out with, talk about, pick on, make up with.
Грамматический активный: условные предложения 2 типа, структура If I were …, I would …
Развивающий аспект цели: Развитие способности к осмысленности восприятия, развитие способности к слуховой дифференциации, развитие способности к антиципации содержания аудиотекста; развитие способности к анализу и синтезу, развитие способности к планированию своего высказывания, развитие способности к эмпатии, развитие способности к подстановке лексической единицы в речевой образец, развитие способности к комбинированию речевых единиц более высокого уровня из единиц более низких уровней, развитие способности к подбору выражений, адекватных ситуации и цели общения, развитие способности к импровизации.
Воспитательный аспект цели: Формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах и группе, развитие умения работать в группе; формирование гуманитарного мировоззрения: способности и потребности к решению проблем, связанных с милосердием; воспитание сознания чувства собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству людей.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Методы обучения:
Оборудование:
- УМК “New Millenium English”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.
- Аудиокассета к учебнику “New Millenium English”, магнитофон.
- Электронные тесты по темам “Фразовые глаголы”, “Условные предложения 2 типа” (см. “Приложение 2”); мобильный компьютерный класс.
- Презентации Power Point (см. “Приложение 1”); мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал (карточки для построения высказывания (для менее “сильных” учащихся) (см. “Приложение 3”); карточки для оценивания проектов товарищей (см. “Приложение 4”).
Этапы урока:
№ | Этап урока | Хронометраж |
1 | Организационный момент: приветствие, целеполагание | 1 мин |
2 | Введение в тему урока (warming-up) | 2 мин |
3 | Основная часть урока:
1. Повторение пройденного лексико-грамматического материала 2. Активизация пройденного лексико-грамматического материала во всех видах речевой деятельности |
10 мин |
23 мин | ||
4 | Проверка домашнего задания | 7 мин |
5 | Подведение итогов урока | 1 мин |
6 | Объяснение домашнего задания | 1 мин |
Ход урока
№ | Teacher’s instructions | Ways of inter-action | Student’s activities | Ti-ming, min |
1 | Greeting, aiming | Class | 1min | |
2 | Warming-up (to introduce the topic and motivate the students) – see PPpresentation “Приложение 1” | |||
Look at our topic. What problems do the teenagers usually have? What problem do you think is the most important? (Slides 1, 2) | Ind., class | 1) Read the problems in the presentation 2) Choose one of them or think own. |
1min | |
Today we are going to discuss about how to solve teenagers’ problems. But before we start our discussion, we should repeat some grammar. Pay attention at the score. | Class | Your score is: Your mark is: 90 – 100 % Excellent (“5”) 75 – 89 % Good (“4”) 60 – 74 % Satisfactory(“3) Less than 60 % Poor (“2”)
|
1min | |
3 | Grammar practice (to revise Conditional II for advise and to prepare for speaking) – working with computer tests – see “Приложение 2” | |||
3.1 | Now we are going to remember how we can give advice to help somebody with a problem. And at first we shall repeat our grammar. Open folder “Conditional 2 tests” and then test “the rule” | Ind. | Fill in the gaps in a gap-fill exercise (to revise the rule about the usage of Conditional 2), then evaluate themselves | 2min |
Then let’s remember how to give advice using “If I were you, I would…”. Open test “advice” and choose the right variant. | Ind. pairs | Choose the right variant in a multiple-choice exercise, then read the advice in pairs (to revise the ways of giving advice) | 3min | |
Now we are going to work about Conditional 2. Open test “conditional 2” and choose the right variant. | Ind. | Choose the right variant in a multiple-choice exercise (to revise the ways of giving advice with conditional 2) | 3min | |
Revision:
so, let’s think how we can give advice in English? Look at the whiteboard and repeat after me. (Slide 3) |
Class | 1) Eliciting structures: If I were …, I would … You should \ shouldn’t Conditional 2 2) Look, listen and repeat the structures |
2min | |
3.2 | Speaking (to practise giving advice) | |||
Listening (to practise listening for specific information) | ||||
Now we are going to help a teenager with her problems. You are going to see a girl, Stacy. What problems has she got? (Slides 4,5) | Ind. | - P1 (Stacy): Hello, I’m Stacy. My family moved here 3
months ago so now I have to go to another school. I didn’t manage to
make any new friends and I’ve got some problems with my classmates. They
call me names and laugh at me because of my accent; sometimes they hide
my bag or copybooks. I’m fed up of being bullied and feel tired and
depressed. What should I do? Rest of the class: Look, listen and answer: (She has no friends; other children bully her and call her names.) |
2min | |
Divide into 4 groups. In groups, work out 3 pieces of advice. Think about what would you do if you were Stacy? (Cards “Приложение 3”) | Groups | Give advice using the structures: If I were Stacy, I would … Stacy should \ shouldn’t… If ... bullied me, I would… |
2min | |
Share your ideas with other groups. | Ind., groups | Present the ideas (each member of the group gives 1 sentence, then write them into the copybooks) | 4min | |
So, you can see that there are many ways of dealing with a problem. But who can help us when we have a problem? (Slide6) | Class | Possible answers: - teachers, parents, classmates, friends (eliciting “friends”) |
1min | |
3.3 | Grammar practice (to revise phrasal verbs) – computer tests “Приложение 2” | |||
And now we are going to do some exercise to remember
how to depict our friends. Open folder “Phrasal verbs” Open “Vocabulary 1”. Do you remember how the verbs are translated? |
Ind. | Match the words in the ICT test (to revise the translation of the verbs.) | 2min | |
Then open “Vocabulary 2”. What postpositions should we use after each verb? | Ind. | Match the verbs and the postpositions in the ICT test. | 2min | |
Look at the screen. Let’s repeat how to pronounce these words. (Slide 7) | Class | Look, listen, repeat and read (to practice the pronunciation) | 1min | |
Now we are going to remember how to use these words.
Open “practice 1” and choose the right variant. What’s your score? |
Ind. | Choose the right variant in a multiple-choice exercise, then evaluate themselves (to practice the usage of the phrasal verbs) | 3min | |
3 | Listening (to practise listening for specific information) | |||
Pre-listening (to practise listening for gist and to motivate students for listening) | ||||
Open your books on page 86. Read exercise 1a, translate the task. | Class | Read and translate the task. | 2min | |
Listen and choose the correct answer | Ind. | 1a | 2min | |
While – listening (to practise listening for specific information) | ||||
Look through the questions in exercise 1b. Listen again and choose the right variant. | Ind. | 1 c 4 c 2 b 5 a 3 b 6 b |
2min | |
4 | After – listening (speaking) – (to check the home works, to practice speaking) | |||
Now you are going to tell us about your true friends. When you listen your classmates’ projects, evaluate them using evaluation cards (see “Приложение 4”) | Ind., class | Show the presentations about friends, make notes in the evaluation cards | 5min | |
Whose presentation did you like more? Look
at your evaluation cards. Whose presentation got more points? So, I can see that friends are very important for you and they help you to deal with the problems. |
2min | |||
5 | Revision, evaluation | 1min | ||
6 | At home: exercises 2, 3, 5 page 86 | 1min |
Самоанализ урока.
Цели урока соответствуют его месту в изучении темы, требованиям программы обучения иностранному языку и учебного плана. Содержание материала соответствует уровню знаний и умений учащихся.
Соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока, их временные параметры. Из 45 минут урока – 32 минуты урока ( 75 %) отведено на коммуникативную деятельность ( говорение ), что соответствует основной цели урока. Соблюдена логическая взаимосвязь в содержании материала урока. Четко проведена организация начала и конца урока. Организационный момент проведен эффективно и быстро, учащимся дана установка на тему и цель урока, сообщено о плане и порядке работы на уроке, учащиеся настроены на достижение практических и общеобразовательных целей.
Обучение говорению: Для реализации задач, исходя из возможностей группы, я сочла необходимым применить следующие формы коммуникативной работы: индивидуальная работа, групповая и парная работа. Использованы следующие методы работы: частично поисковый, проблемный, принцип индивидуализации и др.
На уроке соблюдается выполнение следующих методических принципов обучения: научности (выдержана логика урока, соблюдена логика изложения учебного материала; учебный материал соответствует развитию научных знаний), проблемности (организован поиск решения учебной задачи), активности и сознательности (все ученики понимают цели и задачи предстоящей работы, а также хорошо налажено взаимообучение ( работа в парах)), доступности (соблюдается классический принцип от простых видов работы к более сложным, используются методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и уровню их развитию), систематичности и последовательности (обучение на уроке хорошо продумано, обеспечивается преемственность обучения.)
Домашнее задание: дано вовремя, четко объяснено.
Заключительный этап урока: подведены итоги работы, выставлены и прокомментированы оценки за работу на уроке.
Итог урока: цель урока достигнута. Главный критерий урока – речевая занятость учащихся на творческом уровне.