Нетрадиционные техники работы. Изонить

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


1. Материалы и инструменты.

Для выполнения работ в технике изонить не нужно специальных и труднодоступных материалов и инструментов. Для этого необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы.

Фон.

Для фона используется цветной картон, бархатная бумага. Девочки старшего возраста пробовали применять ткань, натянутую на картон, работы получались достаточно интересные, но для младших и средних школьников вызывают определенные трудности. Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица. Детям сначала будет трудно соизмерять свои силы при прокалывании, но приобретая опыт практической работы и переходя от упражнений к выполнению своих творческих работ, они будут заинтересованы в аккуратном исполнении своих работ. К сожалению в наборах цветного картона нет достаточного количества цвета. Для некоторых работ фон можно нарисовать. Примеры работ можно увидеть в приложении.

Нитки.

Важную роль в композиции узора играет цвет ниток, поэтому они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые нитки, но не очень толстые. Не подходят также и шерстяные нитки. Мы используем мулине, потому что у них богатая цветовая гамма и катушечные нитки из наборов. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Для подбора цветовой гаммы будущей работы используем таблицы по цветоведению.

Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:

– трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;
– двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма);
– трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;
– теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.

Инструменты.

Для работы нужны: простой карандаш; иглы, ( номер иглы зависит от толщины картона и номера ниток, а так же расстояния между точками). Изящнее смотрятся работы, где расстояние между точками не большое, и нитки не толстые. Для таких работ нужны тонкие иглы; ножницы; канцелярские скрепки, с их помощью рисунок или трафарет крепится к фону; подкладка из плотного материала, чтобы не портить поверхность стола, в данный момент мы используем поролон, его можно нарезать необходимого размера и картон не скользит при прокалывании.

2. Основные элементы изонити. Техника выполнения.

На первый взгляд кажется, что переплетение узоров в технике изонить требует разнообразных и сложных узоров. Но в этой технике существует основных три приема заполнения узора: заполнение угла, дуги и окружности. Остальные элементы строятся на основе трех основных. Заполнение угла.

  1. На изнаночной стороне картона начертить угол.
  2. Разделить его стороны на равное количество отрезков.
  3. Карандашом обозначьте каждую точку, присвоив ей номер.
  4. Нумерация точек на левой стороне – от края к вершине. На правой стороне – от вершины угла к краю.
  5. В точках проколите дырочки в картоне. Заполните угол по схеме.

Нумерация углов необходима на первых этапах работы, затем дети легко ориентируются при прошивании углов.

Углы могу быть тупыми, острыми, со сторонами разной длины.

Углы могут изменяться в зависимости от замысла рисунка прошиваться частично.

Заполнение окружности.

  1. Начертите окружность на изнаночной стороне картона.
  2. Разделите ее на равные части.
  3. Проколите отверстие по разметке.
  4. Стрелкой укажите направление прошивания.
  5. Заполните окружность по схеме.

Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

Окружности можно изменять в зависимости от рисунка в овалы, различные фигуры неправильной формы. Эти фигуры нужны будут при выполнении цветов, птиц, животных.

Выполнение дуги, спирали

Дуги, спирали, завитки прошиваются по тем же правилам что и окружности. Для прошивания нужно нарисовать дугу на изнаночной стороне картона, разделить на отрезки. Длина отрезков может быть различной, в зависимости от назначения элементов, но чаще всего в рекомендациях советуют делать длину отрезков одинаковой. Данные элементы используются для изображения хвостов птиц, сугробов, волн, облаков, листьев, декоративных элементов в различных композициях. Примеры работ можно посмотреть в практическом пособии по изонити.

3. Классификация работ.

По заполнению нитками рисунка работы по изонити я разделила на четыре группы:

а) Контурное заполнение рисунка.

При выполнении данной работы вышивается рисунок по контуру. Данная работа менее трудоемкая и подходит детям младшего возраста. При вышивании используются в основном различные дуги. Рисунки можно брать в различных детских книгах и раскрасках, в этих рисунках не должно быть много мелких элементов. Также данные виды работ наиболее популярны на зарубежных сайтах.

б) Заполнение рисунка полностью.

Данный вид работ наиболее популярен у детей. Работы получаются выразительными и интересными. При вышивке используются все названные ранее элементы, которыми заполняется рисунок. Используя этот тип вышивки можно выполнить различные по тематике работы.

в) Объемная вышивка.

При выполнении этого вида вышивки все элементы работы или их часть выполняются отдельно, а затем собираются вместе. Данный вид работы наиболее трудоемкий. Эти работы можно выполнять коллективно. Эти работы получаются своеобразными и интересными и часто привлекают детей среднего и старшего школьного возраста.

При выполнении этой работы сочетается вышивка отдельных элементов, аппликация.

г) Комбинированные работы.

Изонить можно дополнять различными аппликациями или рисунками. Для аппликации можно брать готовые рисунки. Работы по изонити можно дополнять бисером, пайетками.

 

4. Составление рисунка.

В литературе и Интернете по изонити большое внимание уделяется геометрическим и абстрактным рисункам. Мои учащиеся отдают предпочтение вышивке работ с цветами, животными, сюжетными сценками. Поэтому в своей работе я расскажу о составлении схем с этими темами.

Рисунок можно составить самостоятельно, взять из детских книг, часто рисунки немного изменяются, стилизируются. Основное требование к рисункам:

– не должно быть много мелких деталей,

– рисунок должен легко делиться на смысловые части, которые заполняются элементами изонити и были понятны зрителю.

– если берется готовый рисунок, он должен легко адаптироваться для элементов изонити.

Рисунок делается на отдельном листе бумаги. Этот рисунок в дальнейшем можно многократно использовать как трафарет и с помощью его наносить контуры рисунка на картон. Для этого на поролон или другой материал положить картон, на него рисунок и проколоть дырочки через картон и рисунок одновременно. Для того чтобы рисунок не смещался с картона их можно скрепить скрепками.

Последовательность составления рисунка для изонити.

  1. Сделать эскиз фигуры птицы или другого объекта;
  2. Разделить рисунок на смысловые части, они в рисунке выделены более толстой линией;
  3. Смысловые части разделить на элементы в зависимости от рисунка
  4. Определить цвет каждой части, проколоть иглой точки;
  5. Прошить каждый элемент отдельно. В этих элементах центр переплетения нитей часто смещен.
  6. Оформить изнаночную сторону ( заклеить бумагой, вставить в рамку).

Используя один и тот же объект, можно составит различные композиции.

Схемы прошивания цветов

Используя основные приемы заполнения угла, окружности, овала, дуг, можно создать различные варианты вышивки цветов. Для создания различных вариантов схем цветов можно брать за основу декоративные росписи.

Из цветов затем можно составить различные цветочные композиции в зависимости от назначения работы. Это может быть отдельное панно, открытка или элемент украшения шкатулки, закладки.

Пример схемы-рисунка цветочной композиции.

 

Составление схем рыбок.

Интересные работы получаются при изготовлении композиций с рыбками.

Для того, чтобы составить схему рыбки нужно рассмотреть рисунки, фотографии рыбок, изучить их строение и окраску. Затем используя элементы изонити составить схему рыбки.

Примеры схем рыбок.

В данной работе я представила несколько направлений работы в технике изонить, разработанных за 3 года. Некоторые варианты работ детей представлены в электронном пособии по изонити, разработанном мною.

Применяя основные элементы изонити, изменяя их можно придумать много различных вариантов работ по сложности, содержанию, композиции.

Литература

  1. О.В. Леонова. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб., “Литера”, 2005.
  2. М.И. Нагибина. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.
  3. Журнал “Наука и Жизнь” № 12, 2004.
  4. Журналы “ Школа и производство”, М., 2005–2008.
  5. Интернет-ресурсы.