Закон «Об образовании» призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Различные формы взаимодействия с семьей предлагает Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет «Из детства в Отрочество» Т.И. Дороновой. Внедряя элементы этой Программы, я поставила перед собой цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало взаимопониманию, учило взаимодействию. Огромную роль в процесс формирования отношений к миру у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям.
Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на разрушение. Дошкольное детство – самый благоприятный период, в который закладывается созидательное отношение к миру.
Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа.
В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя семьей, открывая и утверждая себя и других людей, преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Основой социального развития детей в познавательной сфере являются понятия, как семья, трудовая деятельность, друзья, правильное поведение. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы: создание кружка «Оч.умелые ручки», создание центров активности в группе. Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный:
– труд для общества (профессия, работа) – это
труд для всех людей, которых даже не знаешь;
– труд для себя и семьи (домашний труд и
самообслуживание) – это труд близких и любимых
людей;
– труд для души (хобби, увлечения) – труд лично
для себя.
Поэтому, в ходе работы кружка обязательно обращала внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки.
Для полноценного овладения понятием «трудовая деятельность» я решила строить работу по двум направлениям:
- Теоретическое – формирование представлений. Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда.
- Практическое – непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям, получением результата.
Такая форма работы помогла мне решить целый ряд возможных задач:
– делать родителей равноправными участниками
воспитательно-образовательного процесса;
– формировать у детей понятие «трудовая
деятельность»;
– показывать ребенку значимость семьи,
родителей в его жизни и жизни общества;
– дают возможность накапливать и обогащать
эмоционально-чувственный опыт детей в процессе
общения с другими людьми;
– развивает монологическую и диалогическую
речь;
– способствует усвоению детьми нравственных и
этикетных норм.
В конечном результате формируется положительное, созидательное отношение к миру.
Работу по данной теме я начала с диагностики детей, которая на начало средней группы показала, что лишь четыре ребенка, а это составляло – 28,4%, знают профессию мамы и два человека – 14,2% – профессию папы. Никто из детей не мог рассказать, чем увлекаются родители. На вопросы: «Кто твоя мама?», «Кем работает папа?» дети давали односложные ответы. А на вопрос: «Почему ты любишь своих родителей?» – 8 детей, что составляет 57,1%, ответило, за то, что покупают конфеты, игрушки – это показывает потребительское отношение. Передо мной встала задача: смотивировать родителей на участие в работе кружка, определить их интересы, увлечения, хобби. Мною был составлен опросник, который помог узнать профессии, хобби, любимые занятия родителей, а также бабушек и дедушек. На родительском собрании я рассказала о своем желании проводить «Встречи с интересными людьми» и организовать кружок «Оч.умелые ручки», который предложила вести родительница Поповой С.Б. Объяснила родителям, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, наметили план работы таким образом, чтобы они помогли расширить сферу познавательной деятельности детей и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался I этап работы.
II этап работы – это подготовка мероприятия. Она предусматривала параллельную работу с одной стороны с детьми, с другой со взрослым. Прежде всего, пробуждала интерес детей к предстоящей встрече или теме, мотивировала их. Подводила детей к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Только на основе имеющихся знаний у детей появлялся интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятия проходило более оживленно. Потом рассматривали работы с детьми. Восхищались умелыми руками взрослых, которые это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале обязательно закладывала положительное отношение у детей, а потом давала информации . Предлагала детям узнать дома у взрослых, умеют ли они вязать, шить, вышивать, есть ли дома вышивки, вязаные вещи, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве. Открывала в группе выставку из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему. Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей со взрослыми. Параллельно работала со взрослыми, советовала, что принести на мероприятие, давала перечень детских вопросов. Подсказывала, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Такие беседы повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы. Обращаю внимание взрослых на то, что у встречи с детьми должен быть положительный эмоциональный фон. Благодаря родителям на протяжении 3 лет создавались центры активности и велась работа кружка «Очумелые ручки». Попова С.Ю. вела кружок «Оч.умелые ручки» два раза в месяц. План работы кружка прилагается. За время работы кружка были выполнены такие работы, как:
- новогодние елочные игрушки из соленого теста;
- подарки для пап «Листочек с жучком» и подарки для мам «Цветок»;
- медали (тестопластика) с именами детей;
- дерево из бисера, проволоки;
- птица «Снегирь» (цветные нитки);
- елочная гирлянда из шишек (природный материал);
- новогодний сувенир «Обезьянка» (тестопластика);
- коллективная работа «Крестьянский двор» (тестопластика);
- Оригами «Бабочки на лугу», «Трусишка зайка беленький», «рыбки в аквариуме»;
- «Лесовичок» из шишек, веток (природный материал;
- «Лодка», «Цветочек» обрывки цветных ниток.
Центр кулинарии «Маленькая хозяюшка» был организован по инициативе мамы Ларьковой Н.В., которая 1-2 раза в месяц учила детей готовить разные блюда: салаты, печенье. Каждое занятие включает в себя практическую часть., и дети становились участниками трудовой деятельности, например: когда готовили вместе с детьми печенье, дети с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Такие занятия заканчивались чаепитием. Работа в центре «Маленькая хозяюшка» способствовала развитию индивидуального творческого потенциала, как детей, так и родителей. В то же время эта работа развивала у детей элементарные трудовые навыки.
Центр домоводства организовала родительница Гриценко А.В.. Вначале работы центра Анна Витальевна познакомила детей с нитками, спицами, крючком, их назначением. Показала все связанные спицами и крючком работы, рассказала, чем они отличаются. Заинтерсовала детей выставкой работ. Один раз в месяц она проводила занятие по домоводству, в котором принимали активное участие не только девочки, но и мальчики.
Такая работа проводилась в группе в течение трех лет. Результаты ее меня радуют. К концу подготовительной группы у детей отмечалась быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители детей и гости отмечают раскованность детей, они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться со взрослыми, задавать им вопросы, изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу.
Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствует по два человека от семьи.
Родители стали обращаться за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале II младшей группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то уже в подготовительной группе участвуют 60% родителей, а в подготовке выпускного вечера участвовало 90% родителей.
Показатели диагностики сентября 2003 года я сравнила с показателями апреля 2006г. 2003 год – знали профессии мам – 4 человека – 18,5%, профессии пап – 2 человека – 14,2% 2006 год – профессию родителей знали 100% детей.
Произошли изменения в выборе детей: 2003 год – 2 человека знали увлечения своих мам и пап – 14,2%; 2006 год – все дети называют либо увлечения родителей, либо домашний труд, которыми любят заниматься родители.
Речь детей стала более четкой,
последовательной, логичной. Дети стали легко и
грамотно излагать свои мысли.
Таким образом, становление родительства –
длительный и нелегкий процесс. Информирование
родителей о жизни детей в ДОУ, их участие в
мероприятиях активизирует воспитательные
умения, но кроме этого необходимо учить молодых
родителей переосмысливать свои стереотипы их
установки, развивать рефлексию, учить
анализировать собственную деятельность.
Мини-проект «ЗОЖ и ОБЖ»
В начале подготовительной группы во время беседы с детьми нас заинтересовала тема по ЗОЖ. И наша группа решила участвовать в конкурсе «Самая здоровая группа». Таким образом, мы проинформировали родителей, какая тема заинтересовала детей, что у детей есть небольшой объем знаний по теме ЗОЖ, раскрыли перед родителями перспективу работы над проектом. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться во всем ДОУ, в любой группе ДОУ. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Использование этого метода было для меня новым делом, поэтому я изучила литературу «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Москва, 2005г. и выделила этапы его осуществления.
Этапы подготовки и проведения проекта:
- Ставлю перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
- Вовлекаю детей в решение проблемы.
- Намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей).
- Обсуждаю план с семьями.
- Обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
- Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем ее на видном месте.
- Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему).
- Провожу занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
- Даю домашние задания (родителям и детям).
- Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей.
- Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем альбом фотографий.
- Подводим итоги, проводим обобщение опыта.
Все эти требования, мероприятия можно
реализовать при одном условии – кардинально
изменить организацию педагогического процесса.
Именно так я и попыталась это сделать, взяв за
основу совместную проектировочную деятельность
детей, родителей и воспитателя.
Итак, тема проекта «ЗОЖ» (работа над которым
длилась с 1 октября 2005г. по 5 мая 2006 года).
Проанализировав, что дети знают по данной теме,
что хотели бы узнать, что надо сделать для того,
чтобы узнать, заполнила таблицу № 1.
Что мы знаем? | Что мы хотели бы узнать? | Что надо сделать для того, чтобы узнать? |
Выяснив объем знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (составили план-«паутинку»).
Выслушав предложения родителей по планированию проекта и выяснив, какую помощь они могут оказать, составили план участия родителей в его реализации.
Итак, началась работа над проектом «ЗОЖ». Проводили беседы с детьми о «ЗОЖ». Читали художественную литературу, моделировали разные ситуации, проводили элементарные опыты, проводилась театрализованная деятельность по «ЗОЖ». Потом дети расходились небольшими подгруппами (по 3-5 человек) по центрам активности, где продолжалась работа по теме в малых группах. И работа над темой проекта была окончена, когда каждый ребенок посетил все центры активности и дети получили ответы на все свои вопросы. По окончании работы над проектом провели итоговое занятие, где дети показали не только теоретические знания, но и действовали практически.
Подход к организации работы с семьей по проблеме ЗОЖ в нашей группе отличается от традиционного. Мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать: в планировании, в организации, в отслеживании результатов работы по формированию у детей ЗОЖ.
За весь учебный год мы провели такие мероприятия по ЗОЖ:
- Ежемесячный выпуск газеты «Доктор Айболит» – ответственные родители.
- Экскурсия на корт.
- Участие в хоккейном клубе «Энергия» – 9 детей.
- Спортивный праздник с участием трех родителей «Джунгли зовут» – ответственный Попова С.Ю.
- Участие 2 семьи от группы в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья».
- Экскурсии в Центр культуры и духовности им. А.С.Пушкина, в ДК «Якутия».
- Фото выставка по ЗОЖ.
- Обмен рецептами «Знахарские посиделки».
- КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу».
- театрализованное представление «В гостях у Мойдодыра».
- Театрализованное представление «Кошкин дом» с элементами здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем в отслеживании результатов, приобретают необходимые знания, являются активными участниками процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
Получить положительные результаты по обучению детей ЗОЖ возможно только совместными усилиями воспитателей и родителей. С целью морального стимулирования наиболее активным родителям вручаются благодарственные письма «Самые активные», «Самые спортивные» и т.д.
Я думаю, что предложенный мною опыт работы с родителями по ЗОЖ с детьми 5-6 лет (совместная проектировочная деятельность детей, родителей) педагогов можно использовать в ДОУ.
Литература:
1. Художественный труд в детском саду, Л.В.
Пантелеева, г. Москва, «Просвещение», 1987.
2. Рукотворный мир, О.В. Дыбина, Москва, 2000.
3. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва,
«Просвещение», 1985.
4. Воспитание детей в детском саду в процессе
трудовой деятельности,
Москва, «Просвещение», 1987.
5. Воспитателю о работе с семьей, Москва,
«Просвещение», 1989.
6. Воспитание дошкольника в труде, Москва,
«Просвещение», 1980.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения, Москва, 2005.
8. Развивающие занятия по физической культуре и
управлению здоровья для дошкольников,
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
9. Воспитываем личность. Воспитательная работа в
дошкольном учреждениях,
Н.В. Дик, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.