Урок математики в 1-м классе "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий в тетради"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие «звено ломаной»
  • учить обучающихся строить ломаные с заданным количеством звеньев;
  • учить анализировать объекты;
  • создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у обучающихся;
  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно – нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: интерактивная доска; презентация у уроку; учебник математики 1 кл. (1 часть) И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон; рабочая тетрадь по математике 1 часть; линейка; набор ручек и карандашей.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

– Улыбнитесь гостям и друг другу, садитесь!

– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая!

2. Актуализация опорных знаний и постановка цели

На доске – слайд 1. На слайде изображены 2 прямых, 2 отрезка, луч, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ломаная из 3 звеньев.

– Внимательно вглядитесь в чертеж. Что можете сказать? Какие фигуры вы знаете?

(Дети перечисляют знакомые фигуры и показывают их на чертеже)

– На какие группы можно разделить эти фигуры? (На линии и другие фигуры; На замкнутые и не замкнутые линии)

Группировка фигур со сдвигом вправо – влево. По ходу показа фигур учитель задаёт вопросы:

– Есть ли на доске прямые? Что вы о ней знаете? (Это ровная бесконечная линия).
– Что вы знаете об отрезке? (У отрезка есть начало и конец; это прямая линия, у которой есть начало и конец)
– Нас ждет важное открытие, связанное с отрезком.
– Чем отличается прямая от отрезка? (У отрезка есть начало и конец, а прямая – бесконечна).
– Какую фигуру очень похожую на данные фигуры вы видите? (Луч)
– Что вы знаете о луче? (У луча есть начало, но нет конца).
– Что общего у луча и отрезка? (Это часть прямой линии).

На доске остаются только линии, остальные фигуры сдвигаются влево .

– Какая линия «лишняя»? Почему? (Выслушиваются все варианты ответов, и выбирается «ломаная»)
Что мы уже знаем о ломаной? (Выслушиваются все высказывания)
– Все ли мы уже знаем?

Постановка цели:

– Нам предстоят несколько открытий, а так же мы научимся стоить ломаные линии.
– Вглядитесь в эту фигуру. Какая знакомая фигура в ней спряталась? (Отрезок)
– Покажите его. Что еще можете сказать? (Этих отрезков – 3)
– Кто-нибудь из вас знает, как называются эти отрезки  в ломаных? (Это – звено.)
– Сколько звеньев у этой ломаной?

На доске Слайд №2. (№ 91 стр. 50 учебника)

– Вглядитесь в новый чертёж. Что на нем изображено? (На чертеже – 3 ломаных линии.)
– Сколько звеньев у 1 ломаной? Покажите. Запишите количество цифрой.
– Сколько звеньев у 2 ломаной? Покажите. Запишите количество цифрой.
– Сколько звеньев у 3 ломаной? Покажите. Запишите количество цифрой.
– Чем последняя ломаная отличается от других? (Она замкнутая).
– Так, что же такое звено ломаной?
– Откроем учебник на стр. 50.
– Прочитаем правило. (Чтение правила сильным учеником).
– Наши мнения сошлись?
– Хотелось бы вам самим начертить ломаную?
– Для этого откройте обычную тетрадь. Найдите красную точку и начертите ломаную из 3 звеньев. Каждое звено выделите своим цветом.
– Что необходимо помнить для того, чтобы выполнить это задание? (Ломаную чертим по линейке, надо начертить ломаную из 3 звеньев).
– Чертите так, чтобы можно было показать всем, чтобы было видно.
– Какие ломаные у вас получились?

(К доске сразу вызываются 4-5 человек для показа работы)

Физминутка «Солнышко»

3. Закрепление изученного материала

– Можно ли сказать, что мы все знаем про ломаную?
– Задание из рабочей тетради поможет нам лучше усвоить новый материал.
– Откройте стр. 32 № 67

На доске Слайд №3. (№67стр. 32  рабочей тетради)

– Незнайка и Синеглазка рисовали линии. Все линии, кроме ломаных, нарисовал Незнайка.
– Что помогает вам понять, какие линии рисовала Синеглазка, а какие нарисовал Незнайка? (В задании сказано, что все линии, кроме ломаных, нарисовал Незнайка, значит Синеглазка нарисовала ломаные, а остальные линии нарисовал Незнайка.)
– Помоги друзьям написать красиво цифры. У каждой линии нарисованной Синеглазкой, напишите 2 раза цифру 3.
– Вспомним, как она пишется: головка касается правого верхнего угла, а нижняя часть твердо стоит на основании клетки.
– У каждой линии нарисованной Незнайкой, – 2 раза цифру 2.

Показ написания цифры 2. (те же условия).

– Интересно, кто из вас быстро и качественно справиться с заданием? (Обучающиеся выполняют задание в рабочей тетради и на доске).
– Посмотрите внимательно. Кто нарисовал больше линий? Докажите. (Синеглазка, она нарисовала 4 ломаных линии, а Незнайка – 2 линии).
– На сколько? (На 2)
– Покажите ломаную, у которой больше всего звеньев. Сколько у неё звеньев? (У ломаной 7 звеньев).
– Обведите её. (Обучающиеся обводят её).
– Напомните, что такое  звенья. (Отрезки, из которых состоят ломаные).
– Ниже, в рабочей тетради, начертите ломаную, в которой на одно звено меньше, чем в обведённой. (Обучающиеся выполняют задание в рабочей тетради. Одновременно выполняется работа на доске).

Проверка выполнения задания.

– Какие ломаные вы нарисовали? Сколько в них звеньев?
– Чему учились выполняя это задание?

Физминутка  для глаз «Про Варвару»

Любопытная  Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз

– Вспомните предыдущие уроки математики и скажите, где нам могут пригодиться числа 2 и 3.
– Какие задания с этими числами можно предложить друзьям? (Выслушиваются все высказывания обучающихся).
– Вернитесь на стр. 31 рабочей тетради № 66.

На доске Слайд №4. (№66 стр. 31  рабочей тетради).

– Что изображено на рисунках?

(На рисунках нарисованы ручки, линейки и ластики).

– Прочитайте задание. Что надо знать и уметь, чтобы правильно его выполнить?

(Надо уметь считать предметы, сравнивать их количество, записывать равенства и неравенства).

– Что надо сравнить? (Количество ручек и количество ластиков).

– Рассмотрите первый рисунок. Выполните первую запись.
– Что обозначает первое число в записи? А второе? (У доски работает ученик:  2 = 2 – Это равенство.)
– Кто знает, как записать второе выражение? (Аналогичная работа у доски: 2 < 5 – Это неравенство.)
– Как будет выглядеть третья запись? (Аналогичная работа у доски: 9 > 2 – Это неравенство.)
– Скажите, пожалуйста, кто из вас может закончить работу самостоятельно? Поднимите руку.

Детям предлагается закончить работу самостоятельно. Учитель помогает обучающимся, которые нуждаются в помощи.

– Какие записи сделали?

Проверка у доски.

Чему учились, выполняя это задание? (Учились записывать равенства и неравенства по рисункам).
– Какие предметы оказались лишними и почему?  (Угольники, мы их не сравнивали и не считали)
– Для чего необходим угольник? (Для того чтобы чертить фигуры, состоящие их прямых линий).

На доске Слайд №5. (№ стр.100 стр. 54  учебника).

– Рассмотрите рисунки. Какое задание можно предложить своим одноклассникам? (Выслушиваются все высказывания обучающихся).
– Какой рисунок лишний и почему?

( 1) Инструменты
   2) Брюки, так как они одного цвета.
   3) Четвертый рисунок, т.к. количество предметов на нём больше, чем на других рисунках).

4. Итог урока

– Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.
– Какое открытие мы сегодня сделали? (Мы узнали, как называется часть ломаной – звено. Учились строить ломаную).
– Какое задание особенно понравилось?
– Оцените себя. Нарисуйте солнышко, если все на уроке было понятно и интересно,   солнышко с тучкой, если возникли какие-нибудь проблемы.

Прозвенел и смолк звонок,
Вот и кончился урок!

Приложение