Тема: Относительные имена прилагательные.
Цель: развивать умение классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
1. Организационный момент
У. Я вас рада видеть на уроке русского языка. Прочитайте девиз нашего урока.
Д. «Пусть язык никогда не опережает мыслей» Хилон.
У. Согласны вы с этим высказыванием? Объясните смысл.
Соберите все свои силы, всё внимание и вперед, к новым исследованиям и открытиям.
Мы продолжаем своё путешествие по замечательному городу Имя прилагательное. (Слайд 1)
Цель нашего путешествия – знакомство с малоисследованными уголками этого города.
На доске записаны слова:
низкий, твёрдый, придорожный, красивый, домашний, хрустальный, маленький, лесной.
У. Что это за слова? (Имена прилагательные.)
Из слов, записанных на доске, выберите те, которые имеют степени сравнения.
У. Какие имена прилагательные у нас имеют степени сравнения?
Д. Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения.
У. Запишите их в один столбик.
Какие имена прилагательные вы записали? У меня получились вот эти прилагательные («Ловушка»). Согласны с моим мнением? Нет? Почему?
Какие имена прилагательные остались? Почему? Запишите их во второй столбик.
Сможете ли вы объяснить, от каких слов образовались эти слова? Подумайте.
Д. Домашний – дом, придорожный – около дороги, хрустальный – хрусталь, лесной – лес.
У. Могут ли эти слова иметь степени сравнения?
Д. Нет. Не могут, т.к. это постоянные признаки предмета, которые не могут проявляться в большей или в меньшей степени: хрустальный бокал не может быть «более хрустальным бокалом».
У. Молодцы. Тему урока поможет определить наш учебник. Урок 129. Откройте данный урок.
Как можно быстро найти наш урок? (По оглавлению.)
Прочитайте тему урока. Определите блок, по которому мы будем работать.
Д. Блок «Как устроен наш язык».
У. Что нас будет интересовать в этом блоке, если мы говорим об относительных именах прилагательных? Подумайте. Да, это проблема! Выскажите свои предположения. (Высказывания детей.)
А окончания прилагательных будут нас интересовать? А род имен существительных?
Какие темы русского языка, с которыми мы уже познакомились, нас, вряд ли будут сегодня интересовать?
Д. Безударные окончания имен существительных, парные согласные в корне слова, однородные члены предложения и т.д.
2. Работа по учебнику
2.1. Обсуждение и отработка правила
У. Прочитайте правило на с. 115 и обсудите его в парах.
Задайте друг другу по одному вопросу, чтобы определить понял ваш сосед смысл правила или нет.
А теперь я задам вам несколько вопросов, чтобы узнать, какие выводы вы сделали.
- Что обозначают относительные имена прилагательные?
- Имеют ли они степени сравнения? Почему? Можно ли образовать краткую форму от этих прилагательных?
2.2. Упражнение 2
У. Давайте выполним упражнение 2 устно. Прочитайте задание, потом мы его обсудим. Обратите внимание на гирю. О чем она нам говорит?
Д. Что это трудное задание.
Поработайте в парах. Обратите внимание на подсказку.
У. Как вы доказали?
Д. Все эти прилагательные не имеют степеней сравнения.
Физкультминутка
Кто – то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)
Что это за шар?
(Солнце)
У. Встретилась ли в нашей ф/минутке часть речи, о которой мы говорим сегодня на уроке?
Д. Да. Это слово - жёлтый.
У. Какой разряд у этого прилагательного?
2.3. Упражнение 3
У. Прочитайте задание к упражнению 3. Давайте его обсудим.
Выполните это упражнение самостоятельно. Образец дан в учебнике.
В каком столбике оказались качественные имена прилагательные? На что указывают качественные прилагательные?
Д. Они указывают на качество: цвет, размер, свойство.
У. А какие признаки называют относительные прилагательные? Может быть, тебе поможет их название – относительные?
У. Как образуются относительные имена прилагательные? Кто это уже понял сам? (Мнения детей.)
У. Посмотрите на слайд. Расскажите по схеме, как образуются качественные имена прилагательные? (Слайд 2)
У. У вас это правило есть в учебнике на с. 116.
У. Давайте разберёмся, на что указывают относительные прилагательные?
Я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе я даю наборы слов, вы должны подумать и определить свои слова в нужную группу.
Посмотрите, название групп дано на слайде. (Слайд 3)
1-й набор
Шелковый, придорожный, ночной, письменный.
2-й набор
Чугунный, московский, дачный, подземная.
3-й набор
Шерстяной, апрельский, гладильный, летний.
У. Прежде, чем начинать работу, повторим правила работы в группе.
Если группа выполнила задание, то все садятся на места, а представители от групп выходят и определяют слова в нужную группу.
Дети работают в группах.
У. Давайте проверим, правильно мы распределили слова. (Слайд 4)
3. Итог урока
У. В начале урока у нас высветилась проблема, помните, когда я спросила вас, что нас будет интересовать в этом блоке? Теперь вы можете ответить на этот вопрос?
Цель, которую мы ставили в начале урока, мы её выполнили?
Что нового узнали? Каким путем?
Зачем нам эти знания?
Как вы считаете, каковы результаты нашего класса?
Домашнее задание
У. Я понимаю, что сегодня я могу не задавать вам домашнего задания. Но может кто-то из вас захочет найти и записать в тетрадь 5 относительных прилагательных. Я буду рада. (Слайд 5)