Урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова и способ проверки", 2-й класс, "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Закрепить умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова.
  • Развивать орфографическую зоркость (умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки).
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Руки! На месте.
Ноги! На месте
Логти! У края
Спинка! Прямая.

2. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

На какие группы делятся согласные звуки?

  • На мягкие и твердые. Приведите примеры. (Мель, кот…)
  • На звонкие и глухие.

Как произносим звонкие звуки? (Произносим с голосом.)

В чем особенность глухих звуков? (Произносим без голоса.)

  • Парные и непарные.

Назовите непарные звуки.

Назовите парные звуки.

Почему они образуют пары? (Произносим одинаково.)

Как произносим парные звонкие согласные? (С голосом.)

Как произносим парные глухие согласные? (Без голоса.)

3. Актуализация знаний по теме.

На доске записаны слова:

роща, шина, снег, мороз, добыча, житель

Прочитайте.

Чем похожи слова? (Есть орфограммы.)

Разделите слова на 3 группы?

1) Слова с сочетаниями жи-ши, шина, житель.

Как правильно пишется сочетание жи-ши? С буквой и

2) Слова с сочетаниями ча-ща, роща, добыча.

Как правильно пишется сочетание ча-ща? С буквой а.

3) Слова с парной согласной на конце слова

В чем особенность парных согласных? (Произносятся одинаково.)

Мы можем допустить ошибку в написании парных согласных? (Да, т.к. они произносятся одинаково.)

Как проверить парный согласный? Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Нужно ли нам проверять непарные согласные на конце? (Лимон, день.)

Нет, т.к. слышим последний звук четко.

4. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о парных согласных звуках. Будем писать слова с парными согласными на конце слова, подбирать к ним проверочные слова.

5. Работа по теме.

  • Чистописание. Словарная работа.

Пропишите все парные согласные буквы.

Назовите словарное слово, в котором встречается парный согласный звук на конце слова? (сапог)

Сапоги – высокая обувь, охватывающая голени. Слово “сапог” исконно русское. Произошло оно от старинного слова соп, так раньше называли печную трубу, ведь голенище сапога похоже на печную трубу.

Составьте предложение с данным словом.

Запишите это слово в словарик.

Сделайте фонетический разбор этого слова.

Какой звук слышим, какую букву пишем?

Мини-вывод.

Какие нам нужно проверять звуки? (парные)

Как проверяем парные? Для проверки парных согласных на конце слова нужно его изменить так, чтобы после согласного стоял гласный.

Игра “Назови проверочное слово”

Мяч ловите, не зевайте,
Все слова вы проверяйте!

(Учитель бросает мяч, дети ловят и называют проверочное слово)

Клюв, дуб, враг, карандаш, стриж, гараж, холод, пруд, дед, мороз, шарф, лев, лед, чиж, мост, гриб, зуб, сторож, ястреб, снег.

Упражнение в правильной записи слов с парными согласными.

Прочитайте слова в правой колонке.

….-ду (б,п)
…-ря (д,т)
…-сапо (г,к)
…-стри (ж,ш)
…-гру (з,с)
….-сосе (д,т)

Вызывают ли данные слова затруднения? (Да, потому, что они парные слышатся одинаково)

Какое правило мы знаем?

Что будем писать в левую колонку? (проверочные слова)

3 слова вместе, 3 слова самостоятельно.

Проверка.

Кто не ошибся? Кто допустил 1 ошибку и более? Вам необходимо поупражняться в нахождении проверочных слов.

6. Закрепление изученного материала.

  • Работа с текстом.

Отгадайте загадку:

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Какую роль хлеб играет в нашей жизни?

Прочитайте текст.

Хлеб.

В нашем языке сотни тысяч сло_. На самом первом месте стоит слово “хле_”. Много пословиц сложил русский наро_ о хлебе.

К какому слову в тексте есть проверочное слово? Назови его.

Выпиши эту пару слов.

Найди в тексте и запиши еще несколько пар слов на парную согласную на конце слова.

Допиши пословицу. Вставь нужное слово:

_____________ – всему голова.

Как вы ее понимаете?

Какие вы еще знаете пословицы о хлебе?

Физкультминутка.

  • Составление текста по наводящим вопросам.

Какое сейчас время года? (Зима).

Как вы думаете, какой лес зимой? Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес и понаблюдаем за деревьями зимой. Закройте глаза.

(Включается музыка)

Какие деревья встретились в зимнем лесу?

Как они одеты?

Давайте составим предложения по наводящим вопросам, одну строку оставьте пустой.

(1 ученик у доски, комментированное письмо)

Деревья зимой.

  • Что сделал мороз с деревьями? (Моро_ укутал деревья.)
  • Проговорите предложение шопотом. Запишите. Какие орфограммы встретились вам? Подчеркните.
  • Каким вы себе представили дуб в зимнем лесу? (Ду_ стоит в мохнатой шапке).
  • Проговорите предложение орфографически правильно, запишите, подчеркните изученные орфограммы.
  • Какое дерево могло спрятаться в сугроб? (Молодая елочка спряталась в сугро _.)
  • Проговорите предложение шопотом. Запишите. Какие орфограммы встретились вам? Подчеркните.
  • Что сделал мороз с деревьями? (Моро_ укутал деревья).
  • Запишите предложение самостоятельно, подчеркните изученные орфограммы.
    (1 ученик за доской)
  • Страшен ли теперь деревьям холод и мороз? (Не страшен деревьям холо_ и моро_!)
    Запишите предложение самостоятельно, подчеркните изученные орфограммы.

Проверяем. Кто не согласен? Кто согласен?

Можно это назвать текстом? (Все предложения связаны между собой, имеют основную мысль, тему.)

Озаглавьте текст. (Деревья зимой.) Запишите название текста в пустую строку.

Деревья зимой.

Мороз укутал деревья. Дуб стоит в мохнатой шапке. Молодая елочка спряталась в сугроб. Мороз укутал деревья. Не страшен деревьям холод и мороз!

Что общего в каждом предложении? (Встречается орфограмма: парная согласная на конце слова.)

Назовите проверочные слова. Каким правилом пользовались?

  • Индивидуальная работа по карточке.

Распознавание слов, которые нужно проверять.

(Карточка со словами)

Раскрасьте синим цветом снежинки со словами, в которых при письме согласные на конце нужно проверять.

*Герб, *лимон, *обрыв, *гость, *шар, *халат, *зубы, *творог, *снегирь.

Подберите к парным согласным на конце слова проверочные слова (устно).

7. Рефлексия учебной деятельности.

Чему учились на уроке?

Какие согласные нужно проверять?

Как проверять парные согласные на конце слова?

На полях нарисуйте горку.

  • Если вы хорошо потрудились, научились подбирать проверочные слова, то нарисуйте себя на самой вершине горы с помощью кружка.
  • Если были затруднения, нарисуйте себя на середине горы.
  • Если вы вообще ничего не поняли, то вы стоите внизу горы.

Домашнее задание.

Кто поднялся на вершину горы- дома придумайте 5 предложений, чтобы в каждом предложении было слово с парной согласной на конце.

Кому было трудно, то выполните упр. 170.