Урок по математике "Скорость сближения и скорость удаления" (4-й класс, Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: объяснение нового материала.

В четвертом классе у обучающихся преобладает учебный вид деятельности, урок выбран в форме делового разговора?

Актуализация знаний.
Работа в группах по 4 человека. Каждый решает выражение, и вместе находят разность своих результатов.
Для постановки цели урока перед учащимися ставится проблема.

“Открытие” новых знаний.
При объяснении нового материала используется деятельностный метод, фронтальная работа и работа в парах.

Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы обеспечен дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся - выбраны оптимальные формы работы.
Самопроверка.
Самопроверка самостоятельной работы позволяет учителю увидеть, кто из ребят не понял новую тему. Еще такой вид проверки позволяет учащимся быстро исправлять свои ошибки. А тем учащимся, которые неуверенны в своих силах, позволяет уверенно давать ответ.

Итог урока.

Решают проблему, которая возникла в начале урока Рефлексия.

Урок проводился в экспериментальном классе(4 года учились без отметок). Если в первом-втором классе использовались линейки успеха и т.д. То в четвертом классе в каждом задании оцениваются свои ЗУНы. Учитель видит, что ученику надо только повторить, а что надо объяснить снова. В конце урока ребята выдают звезду, тому чей ответ им понравился(т.е. был точным, правильным и полным). Это учит учащихся деловому общению.

VI. Домашняя работа.
На выбор

Цели урока:

  1. У меть различать понятия “скорость сближения”, “скорость удаления”.
  2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, продолжить работу над развитием математической речи, внимания, мышления.
  3. Способствовать созданию на уроке ситуации успеха для каждого ученика, продолжить работу над развитием умения оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Оборудование:

  1. учебник, индивидуальные карточки для устного счета,
  2. конверты с задачами, игрушки,
  3. варианты ответов к задачам, у каждого карточки с цифрами 1, 2, 3, звезда.

Методы: деятельностный, проблемный, наглядный, словесный.

Оценка своей работы

U – Ура! Я все понял и сделал сам.

–  Мне помогли.

— – Я был невнимателен.

! – Надо повторить.

? – Почему?

I. Организация класса

II. Актуализация знаний

1. Работа в группах (по 4 человека)

– Найдите значения выражений

(272 : 2 – 56) – 9
(38 – 5 + 90) : 2
(1900 : 5 – 360) * 6
(130 – 3 + 70) : 2
 720
140
120
 230

Перед вами конверты с номерами. Какой конверт мы сегодня раскроем, узнаете, если найдете разность результатов выражений 230.

2. Постановка проблемы.

– Раскройте конверт под № 230.
Что находится в конверте?

Задача

“Лиса гонится за зайцем со скоростью 8 км/ч. Как и с какой скоростью изменится расстояние между лисой и зайцем, если заяц бежит со скоростью 9 км/ч?”

– Ваши предложения по решению этой задачи? (Предположение детей.)

– Почему возникла проблема по решению задачи? (Мы не знаем, как ее решить.)

– Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Предположение детей.)

III. “Открытие” новых знаний

– Откройте учебник на стр. 81 и прочитайте тему урока. (Скорость сближения и скорость удаления.)

– При каком движении происходит сближение, а при каком удаление? (Предположение детей.)

–  Выполним задание № 1 и узнаем.

Оценивайте каждую свою работу.

1. Встречное движение.

– Покажите с помощью своих игрушек встречное движение. (Работа в парах.)

– Заполняем таблицу, и делается вывод. (Сближаются на 3 ед. в минуту.)

– Как найти скорость сближения при встречном движении? (Uсбл. = Ui + U2)

2. Движение в противоположных направлениях.

– Покажите такое движение.

– Заполняется таблица и делается вывод.

– Как найти скорость удаления при движении в противоположных направлениях.
(Работа в парах) (Удаляются на 5 ед./мин)
(Uуд. = Ui + U2)

3. Движение вдогонку.

– Покажите такое движение.

Заполняется таблица и делается вывод.

Как найти скорость сближения при движении вдогонку?
(Работа в парах) (Удаляются на 4 ед./мин)
(Uсбл. = Ui – U2)

4. Движение с отставанием.

– Покажите такое движение.

– Заполняется таблица и делается вывод.

– Как найти скорость удаления при движении с отставанием?

– Оцените свою работу
(Работа в парах)
(Сближается на 2 ед./с)
(Uуд. = Ui – U2)

5. Вывод

На доске формулы нахождения скорости сближения и скорости удаления при разном движении.

– Прочитайте вывод на стр. 82.

– Как найти скорость сближения при движении вдогонку?
При встречном движении?

– Как найти скорость удаления при движении с отставанием?
При движении в противоположных направлениях?

– Как вы думаете, при решении задачи в чем надо обязательно разобраться, чтобы правильно применить формулу? (Какое в задачи движение?)

IV. Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

– Решите задачи под № 2, 3, 4, 5.

Если остается время до проверки, то учащиеся выполняют любой номер из учебника на выбор. В зеленом конверте находятся ответы всех заданий. Ученик может сделать самопроверку.

2. Самопроверка.(Учащиеся показывают карточки с нужной цифрой) № 2.

  1. 4 дм/мин (Презентация, слайд 1)
  2. 14 дм/мин
  3. 45 дм/мин

Правильный ответ: 1. 4 дм/мин. (Слайд 2)

– Объясните свое решение? (Задача на движение с отставанием, поэтому мы находим скорость удаления, для этого мы большую скорость 9дм/мин отнимаем меньшую скорость 5дм/ч и получаем 4дм/мин.)

№ 3

  1. 4 км/ч (Слайд 3)
  2. 36 км/ч
  3. 32 км/ч

Правильный ответ: 2. 36 км/ч (Слайд 4) (Вопрос аналогичный)

№ 4

  1. 20 м/с (Слайд 5)
  2. 9 м/с
  3. 1 м/с

Правильный ответ: 3. 1м/с (Слайд 6) (Вопрос аналогичный)

№ 5

  1. 57 км/ч (Слайд 7)
  2. 7 км/ч
  3. 24 км/ч

Правильный ответ: 1. 57 км/ч. (Слайд 8) (Вопрос аналогичный)

– Оцените свою работу.

V. Итог урока

– А сейчас мы сможем решить задачу № 230? (Да. Т. к. знаем какое движение и как найти скорость.)

– Составьте решение этой задачи.

(Из карточек ученик составляет у доски и доказывает)
Uуд. = 9 – 8 = 1 км/ч

Рефлексия

– Что вам больше всего понравилось делать на уроке?

– Трудно ли вам будет находить скорость сближения или скорость удаления?

– Вручите свою звезду тому, у кого по вашему мнению ответ был более точным, правильным и полным.

VI. Домашняя работа

На выбор

  1. С. 83, з 6, з.13 (а)
  2. Составить задачи на нахождения скорости удаления и скорости сближения.