Цели:
- выяснить влияние климата на человека и влияние человека на атмосферу;
- познакомить с глобальными последствиями деятельности человека: парниковым эффектом, озоновыми дырами, кислотными дождями, смогом; показать основные пути решения данных проблем;
- учить делать сообщения, используя различные источники информации;
- развивать интерес к предмету через внеклассную работу (мини-спектакль)
Оборудование: плакат «Строение атмосферы», диск «Библиотека электронных пособий по географии 6-10 кл.», презентация (Приложение 1), мини-спектакль (Приложение 2), сообщения по темам (Приложение 3).
ХОД УРОКА
I. Введение
А) Организация класса
Б) Постановка задач урока
II. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний
– Что такое атмосфера?
– Какова роль атмосферы?
– Какое строение имеет атмосфера
2. Климат и человек
– Открыли учебники стр. 118. Прочитайте пункт
«Климат и человек», и ответьте на
вопросы:
– Скажите, как климат оказывает влияние на
человека?
– Где на территории России благоприятны и
неблагоприятны климатические условия?
– А как вы думаете, в Новосибирской области,
какие условия?
– Как климат оказывает влияние на быт, здоровье
человека и хозяйственную деятельность.
Вывод: от климатических условий зависит быт, здоровье человека и его хозяйственная деятельность.
3. Влияние человека на атмосферу
Человек не только приспосабливается к климатическим условиям, но и воздействует на атмосферу.
А) Назовите основные источники загрязнения атмосферы. (слайд ) и рис 70, стр.118.
- Транспорт
- Промышленные предприятия
- ТЭС
- Сельское хозяйство
Б) Последствия загрязнения атмосферы (Слайд)
В результате человеческой деятельности возникли экологические проблемы:
- Кислотные дожди
- Парниковый эффект
- Озоновые дыры
- Смог
(Ребята делают сообщения, которые
сопровождаются показом слайдов)
В) Мы сегодня много говорили об отрицательном
влиянии человека на атмосферу. А есть ли
положительное влияние на атмосферу?
Лесонасаждение, строительство фильтров на трубах, пылеуловителей, золоуловителей, вынос предприятий за черту города и т.д.
Г) Мы назвали проблемы, выяснили причины их возникновения. А что нужно сделать, чтобы избежать глобальных последствий, или уменьшить отрицательное влияние на атмосферу? (Слайд)
Рассказ учителя:
– Один из наиболее распространенных способов борьбы с загрязнением воздуха заключается в удалении загрязняющих веществ как можно дальше от мест выброса. Это достигается строительством высоких труб. Трубы выбрасывают сажу, золу и газы в потоки воздуха, которые выносят их на большие расстояния от мест выброса и рассеивают в больших объемах воздуха. На трубах также устанавливаются разного рода фильтры, которые уменьшают выбросы в атмосферу. Однако подобные способы не могут решить проблему охраны воздуха, т.к. не все вещества улавливаются фильтрами. Поэтому между промышленными предприятиями, тепловыми станциями и жилыми кварталами должны располагаться защитные зоны с зелеными насаждениями, которые очищают воздух от пыли, улучшают его газовый состав, уменьшают шумовые воздействия.
Большую долю загрязнений воздуха занимает транспорт. Учёные изыскивают пути уменьшения влияния транспорта на окружающую среду. Они конструируют выхлопные трубы машин, оборудованные поглощающими фильтрами, меняют конструкции двигателей, изыскивают менее токсичные вещества в качестве топлива. Экологически безопасны электромобили. Значительный эффект по снижению загрязнений воздуха автомобилями создают транспортно-инженерные сооружения: транспортные развязки, туннели, эстакады. Они позволяют снижать простои автомобилей на светофорах, в пробках и тем самым уменьшают выбросы в атмосферу выхлопных газов автомобилей.
IV. Закрепление
Выполнение экологического теста:
1. Главный виновник уничтожения озонового слоя:
а) угарный газ
б) фреон
в) углекислый газ
г) сернистый газ
2. В настоящее время площадь озоновых дыр:
а) не изменяется
б) уменьшается
в) неизвестно, как изменяется
г) увеличивается
3. Основная причина кислотных дождей- наличие в атмосфере Земли:
а) угарного газа
б) углекислого газа
в) сернистого газа
г) аэрозолей
4. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:
а) углекислого газа
б) сернистого газа
в) фреона
г) аэрозолей.
V. Домашнее задание
Параграф 38, вопросы на стр. 121
По окончании урока ученики 8 класса показывают мини-спектакль «Смертоносная восьмёрка». Цель спектакля - помочь детям больше узнать и усвоить проблемы загрязнения атмосферы. (Приложение 2)
Используемая литература:
- Учебник СуховВ.П. Физическая география, начальный курс. М., «Просвещение», 2002.
- Винокурова НФ, Трушин ВВ., «Глобальная экология», М., «Просвещение», 1998.
- Журнал «География в школе» № 6, 1999 г., стр. 27.
- Кукушин ВС., География и экология. (Сценарии творческих уроков). Москва – Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2005.