Методическая разработка урока по математике в 6-м классе "Прямая и обратная пропорциональность"

Разделы: Математика


Цели урока:

Дидактическая: ввести понятие прямо пропорциональных величин и обратно пропорциональных величин; способствовать выработке навыков определения вида зависимости по формуле.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию математической речи; развивать память, умение слушать другого и понимать его речь.

Воспитательная: воспитывать аккуратность выполнения записей на доске и в тетрадях, формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение и оно останется в течение всей работы.

- Давайте вспомним, что изучили на прошлом уроке. (зависимость между величинами)

- Сегодня мы продолжим работать с зависимостями, а вдруг узнаем что – то новое.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

На доске записи:

1 • 36 = 6 • 6 = 4 • 9 = 3 • 12

- Что видите на доске? (равенства, отношения, произведения,..)

- Что можете сказать об этих математических записях?

- А что с этими записями можно сделать?

- А мне захотелось выполнить такое задание: упорядочить каждую запись.

- А по какому принципу это сделать? Помогите мне. (записать в порядке возрастания или убывания)

Учитель меняет записи на доске:

1 • 36 = 3 • 12 = 4 • 9 = 6 • 6

- Очень хорошо. Спасибо за помощь.

- Мы с вами немного размялись, а сейчас давайте вспомним, какие формулы рассмотрели на прошлом уроке? (формулы пути, стоимости, работы, площади)

Вывесить имеющиеся таблички на доску.

- А какая формула объединила их? (формула произведения)

Вывесить табличку с формулой: а = b • с

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Давайте подробно поработаем с формулой пути S = Vt и выясним, какова зависимость между величинами в этой формуле.

Открыть доску, где начерчены таблицы

S = Vt                          S = Vt                      S = Vt

V = 12 км/ч - const     t = 3 ч - const         S = 180 км - const

- Чтобы было быстрее, предлагаю работу в группах.

Работают в четвёрках.

- Заполните ваши таблицы.

По 1-2 представителя от группы заполняют на доске таблицы.

- Группы согласны с результатами?

- Что можно заметить, глядя на полученные результаты? (с увеличением одной величины увеличивается другая; с увеличением одной величины уменьшается другая)

Учитель ставит стрелочки под таблицами, делает загадочный взгляд.

- Вас не удивляет полученный результат?

- А интересно, что необходимо знать, чтобы определить, почему при одной и той же формуле зависимости характер зависимости между величинами разный?

- Так какова же цель нашего урока? (установить, почему при одной и той же формуле зависимости поведение величин различное)

- Тогда какую тему урока запишем?

Могут быть разные варианты.

IV. Построение выхода из затруднения.

- А чтобы это выяснить, вернёмся к работе в группах.

- Проведите исследование своей таблицы. У каждой группы есть карта исследований, на которой записан план действий. На работу вам отводится не более 4 минут.

Во время работы групп учитель подходит к каждой группе, даёт указания, контролирует работу.

- А сейчас я попрошу выписать на доске результаты исследования.

По 1 представителю от группы одновременно выходят и выписывают пропорции.

Проводится работа по результатам первой группы.

- Во сколько раз увеличилось время?

- А путь во сколько раз увеличился?

- А что показывает вторая пропорция? (во сколько раз увеличилось время, во столько же раз увеличился путь)

Учитель ставит стрелки в таблице первой группы

Проводится работа по результатам второй группы.

(Начать сразу со второй пропорции)

- Что показывает эта пропорция? (во сколько раз увеличилась скорость, во столько же раз увеличился путь)

Учитель ставит стрелки в таблице второй группы

Проводится работа по результатам третьей группы.

- Давайте посмотрим, что показывает эта пропорция? (во сколько раз увеличилась скорость, во столько же раз уменьшилось время)

Учитель ставит стрелки в таблице третьей группы

- Молодцы.

- В математике есть названия этих зависимостей: прямая пропорциональность и обратная пропорциональность.

Вывешиваются таблички с определениями.

Проговорить определения.

- Итак, какова была цель?

- Так какие две зависимости существуют между величинами?

V. Первичное закрепление во внешней речи.

- Попробуем по формулам распознать эти зависимости.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: определите, какая формула является прямой пропорциональностью, обратной пропорциональностью или не является ни той, ни другой.

У каждой группы карточки разного цвета (три группы – по рядам).

Представители от каждой группы заполняют таблицу (на карточках - различные формулы зависимостей, придуманные учителем).

  Прямая Обратная Ни та, ни другая
1 группа      
2 группа      
3 группа      

- Проверим результаты.

Проверка по кодоскопу. После проверки его выключаем

- Ох, какие разные мнения; оказывается, какие разные зависимости.

- Почему это задание вызвало затруднение?

- Почему же ошиблись?

- Чего не хватает? (формулы)

- Давайте вернёмся к таблицам.

- Постоянными были: скорость, время и путь.

Учитель подписывает около чисел const, объясняя, что так принято подписывать постоянную величину.

- Давайте введём обозначения, общепринятые в математике:

х , у – переменные

k – постоянная (коэффициент пропорциональности)

Учитель под таблицами пишет:

Таблички с формулами подвешиваются к таблице с детскими формулами.

- Попробуйте исправить ошибки.

По 1 человеку от ряда исправляют.

Если ещё появятся ошибки, то их разобрать.

- Итак, вместе мы поработали, а сейчас попробуйте самостоятельно.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Выполните № 164 (1–8 ), стр. 42.

- Внесите в заготовленную для каждого таблицу данные формулы.

- На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты.

Проверяем по кодоскопу.

- Выполните самопроверку: если всё верно, то “+”, если неверно, то “? ” .

- Давайте проверим каждое задание. Поднимаете красную карточку, если верно, синюю, если неверно.

Во время проверки учитель быстро фиксирует количество ошибок – синих карточек, записывает на доске.

Разобрать ошибки, сравнить с формулой.

- Но не переживайте, у вас в дальнейшем всё получится. Значит, есть над чем нам работать.

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

- Ребята, что вы нового узнали на уроке?

Ещё раз проговорить о пропорциональностях

- Кто сможет определить вид зависимости в определённой формуле?

- … что ты нового открыл для себя сегодня на уроке?

Спросить у нескольких учащихся.

- Над чем ещё надо поработать?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Поднимают цветные карточки для рефлексии.

- Спасибо за работу.

- До свидания.

Домашнее задание: п. 2, стр. 40–41, № 162 (1, 2), № 168 (3), для желающих - № 171.