Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью

Разделы: Классное руководство


Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть создателем в окружающем его мире.

Однако в результате порождённых ситуаций противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания.

Качественные медицинские услуги, как правило, становятся “печатными”, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим.

В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должно оказывать образовательное учреждение. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В этой связи проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и миром.

Свою работу по данному направлению, я начинаю с изучения физического и психического здоровья учащихся класса. В этом мне помогает не только школьная медсестра, но и родители. На первом же родительском собрании я провожу анкетирование родителей, где одним из вопросов является вопрос о физическом и психическом здоровье ребёнка. После тщательного изучения анкет и при возникновении вопросов, я приглашаю родителей на индивидуальные беседы.

Для определения степени переутомления, перегрузки учащихся и влияния этих факторов на учебную деятельность, я прошу ребят заполнить следующую таблицу:

Виды недомоганий, которые я испытываю

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Сонливое состояние

       

Раздражительность, невозможность сосредоточиться

       

Головные боли

       

Боли в желудке

       

Головокружения

       

Для учёта особенностей здоровья детей в процессе учебной деятельности после очередного медосмотра совместно со школьной медсестрой заполняется другая таблица:

Ф. И. О.

Заболевания

Рекомендации учителю

Сроки дополнительных занятий

       

Графа “Рекомендации учителю” содержит информацию не только о том, на какой парте должен сидеть ребёнок, но и как в процессе школьной деятельности учитывать проблемы здоровья детей, как помочь ребёнку на уроке, если ему стало плохо. Последняя графа содержит рекомендации по оказанию помощи ребёнку, проболевшему длительное время (сроки консультаций, индивидуальной работы с педагогом).

Результаты различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье обсуждаются на совещании кураторов, педагогических советах (санитарно–гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).

Активному усвоению знаний о том, что такое здоровый образ жизни и почему он так важен для человека, способствуют классные часы, которые проводятся с социальным педагогом Ященко Н. Г., куда приглашаются врачи и психологи Центра медицинской профилактики (“Ранний остеохондроз и его клинические проявления.” – врач-невролог Килафлы И.Ф., “Грипп, профилактика.” – терапевт Кан Г.И., “Авитаминоз” – терапевт Молчанова Ю.В., “О вреде мобильных телефонов” – психолог Перегудова Н.Н. – 8 класс; “Ангины. Хронические тонзилиты. Их профилактика.” – лор-врач Черных С.П., “Как избегать стресса” – психолог Перегудова Н.Н., “Зависимости. Игромания.” – психолог Перегудова Н.Н. – 9 класс; “СПИД, его профилактика” – терапевт Молчанова Ю.В. – 11 класс).

Достучаться до сердца подростка, добиться того,чтобы разговор о здоровье стал для него личностно значимым помогают классные часы “Вред наркотиков” – 10-й класс (см. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2007/2008 Диск1 Материалы участников Преподавание биологии), “От мальчика к мужчине” – 10 класс, “От девочки к женщине” – 10-й класс, “Беременные подростки: позаботься о них” – 11-й класс; тренинги (8-11-й классы); пресс-конференция “Шум и здоровье человека” – 9 класс; круглый стол “Цена сомнительных удовольствий” – 11-й класс; спортивный марафон “О спорт –ты мир!” – 9 класс и занятие-мастерская “Спорт и здоровье” – 8-й класс.

Профилактической работой по предупреждению несчаст-ных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях служит проведение занятия-мастерской “Спорт и здоровье” – 8-й класс и сменные стенды кабинета “Это должен знать каждый!”.

Традиционными в моих классах являются экскурсии на станцию переливания крови (10 класс), в краеведческий музей на сменные выставки “Алкоголь и здоровье”.

Организовать активные формы развития для сохранения физического здоровья детей позволяют ежегодно проводимые в лицее спортивные праздники и соревнования, олимпийские старты, в которых ученики моих классов с удовольствием принимают активное участие.

И закончить свою статью я хочу словами замечательного русского педагога В.А. Сухомлинского, очень внимательно относившегося к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно здоровье выступает мерой качества жизни: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”.

По мнению большинства учёных, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка вопросами собственного здоровья, исследования и оценки его состояния, его резервов, путей развития и сохранения.

Здоровье – понятие во многом субъективное. Культура, традиции, стиль общения в семье и степень информированности ребёнка формируют его представление об окружающем мире и собственном здоровье. И мы, взрослые, должны сделать всё для того, чтобы как можно больше становилось людей, неравнодушных к своему здоровью и проблеме сохранения здоровья будущего поколения. И чтобы у всех нас здоровье было не просто отсутствием болезней, а положительным отношением к себе и окружающим, свободой выбора счастливой, благополучной, полезной и интересной жизни.