В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями в обучении. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи и как следствие, снижение успеваемости по русскому языку и чтению. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации.
В письменных работах учащихся начальных классов встречается много ошибок, вызванных несформированностью фонематического слуха и недоразвитием навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Ликвидация ошибок на письме может произойти только в том случае, если проводить последовательные и систематические занятия по устранению фонематического недоразвития.
Система работы по преодолению фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
Коррекция звукопроизношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух.
Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе формирования фонематических процессов.
Цель данной системы:
- формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Основные задачи:
- постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь;
- отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано;
- длительная работа, максимально направленная на формирование у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточнённые и исправленные);
- формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков;
- закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребёнка более сокращённым и обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.
Рассмотрим подробно содержание каждого этапа в приведённой таблице.
Литература
- Алтухова, Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребёнка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок [Текст] / Н.Г. Алтухова.-СПб.: Издательство “Лань”, 1998. -128 с.
- Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей [Текст]: пособие для логопедов / А.И. Богомолова.-М.: Просвещение, 1979. -208 с.
- Ефименкова, Л.Н. Корркция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. -335 с.
- Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 1 / Л.М. Козырева.-Ярославль: Академия развития, 2006. -48с.
- Козырева, Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 3 / Л.М. Козырева.-Ярославль: Академия развития, 2006. -64с.
- Козырева, Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 4 / Л.М. Козырева.-Ярославль: Академия развития, 2006. -80с.
- Мазанова, Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1 [Текст]: Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова.-М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2006. -32 с.
- Мазанова, Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2 [Текст]: Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В. Мазанова.-М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2006. -32 с.
- Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: учеб, пособие / И.Н. Садовникова.-М.: “Гуманит. изд. центр ВЛАДОС”, 1997. -256 с.
- Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова.-М.: АРКТИ, 1996. -176 с.