День Земли (классный час)

Разделы: Классное руководство


Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко.

Цели: формировать интерес к истории родного края; воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма через социализацию личности ребенка.

Подготовительная работа:

1. Составление схемы проведения классного часа. Оформление, оборудование, инвентарь:

  • плакат с изображением земного шара;
  • игрушечные модели глобуса;
  • фигурки человека из белой бумаги;
  • листы цветной бумаги: чёрной, красной, зелёной, белой;
  • картинки с изображением животных, растений;
  • компьютер, проектор;

2. Индивидуальные задания для творческих групп.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый день, ребята. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.

-Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

2. Классный руководитель предлагает рассмотреть модель глобуса в руках каждого ученика и высказать своё мнение.

-У вас в руках предмет. Что он вам говорит? (глобус, модель планеты)

-Поразмыслите, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой "копии" планеты? (моря, океаны, материки, леса, степи, горы, города)

3. Показ слайдов с видами планеты из космоса.

- Посмотрите, как выглядит земля из космоса. (слайд)

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти снимки? (высказывания детей)

4. История возникновения Дня Земли.

- В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой, а не покорять её. Человек должен сотрудничать с природой, её всемирно охранять.

День Земли - 22 апреля

Первая "одноразовая" акция в этот день прошла в 1970 году в США

Флаг Земли (слайд)

Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.

Колокол Мира в День Земли

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время - это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.

Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует всеобщий мир во всем мире".

В России акция "Колокол Мира в День Земли" проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового в Международном Центре Рерихов. (слайд)

Каждый человек выражает своё отношение к защите окружающей среды. Многие творческие люди пишут картины, стихи. Прослушайте одно из них.

Стихотворение ко дню Земли (читает ученик)

Вcе, что есть на маленькой планетке:
Болота, джунгли и поля,
Цветок, травинка или ветка -
Все то - кормилица-земля.
Родила, вскормила и вспоила,
От лихой беды уберегла.
Человек! Храни же, что есть силы,
Все, что мать-земля тебе дала.
Ты ее и вспашешь, и засеешь,
Урожай хороший соберешь:
Коль быть благодарным не сумеешь -
Потеряешь. Больше не найдешь!

(Моторина Надежда Викторовна)

-Как автор стихотворения относится к проблеме? (высказывания детей)

5. Малая родина - Белгородчина.

- Какое место мы с вами называем " кормилицей-землёй"?

- С чего должен начать каждый человек в деле сохранения окружающей природы на планете? (с охраны природы своего края)

- Наш край - Белгородчина. Это древняя и историческая земля. Наши предки умели жить и ценить природу края, умели пользоваться её дарами.

- Современным жителям края выпала доля сохранить те участки лесов, степей, которые сохранились с тех давних времён.

6. Домашнее задание.

- Вы поделились на три группы и выполняли разное домашнее задание.

1 группа подготовила сообщения о природоохраняемых зонах Белгородской области. (слайд)

А) Заповедник "Лес на Ворскле"

Б) Заказник "Лысые горы"

В) Заповедный участок "Ямская степь"

Г) Урочище "Стенки- Изгорья"

Д) Бекарюковский бор

2 группа изучила Красную книгу Белгородской области.

(сообщения детей о растениях и животных, занесённых в Красную книгу) (слайд)

- Ребята подготовили загадки о животных и растениях.

В природе очень много тайн и загадок, попробуйте отгадать некоторые из них:

- у кого каждый день растут зубы? (у бобра, у зайца)

- какая птица выше всех летает? (орел)

- где у кузнечика ухо? (на ноге)

- какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

- плавают ли муравьи? (да, могут переплыть реку)

- когда еж не колется? (когда только родится)

Кто по ёлкам ловко скачет Есть на реках лесорубы.
И взлетает на дубы? В серебристо-бурых шубах.
Кто в дупле орехи прячет, Из деревьев, веток, глины
Сушит на зиму грибы? Строят прочные плотины.
(белка) (бобры)
Зубовато, серовато, Лесом катится клубок,
По полю рыщет, У него колючий бок.
Телят, ягнят ищет. Он охотится ногами
(волк) За жуками и мышами. (ёж)
Не барашек и не кот, Трав копытами касаясь,
Носит шубу круглый год. Ходит по лесу красавец.
Шуба серая - для лета, Ходит смело и легко,
Для зимы - другого цвета. Рога раскинув широко.
(заяц) (лось, олень)
Посмотрите-ка какая! В одежде богатой
Вся горит, как золотая. Да сам слеповатый.
Ходит в шубе золотой, Не видывал солнца.
Хвост пушистый и большой. Живёт без оконца.
(лиса) (крот)

- А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду задавать вопрос и давать три варианта ответа, вам нужно будет выбрать правильный ответ.

- когда бобры строят свои жилища? ( утром, ночью, днем)

- как поступает волк, добыв пищу? (ест сам, кормит волчицу, отдает детям)

- какой хищный зверь самый сильный? (тигр, белый медведь, лев)

- кто из зверей рождается зрячим? (лисята, волчата, зайчата)

Конкурс "Небылицы"

Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.

- Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на берёзе птичку размером с майского жука - это была колибри. (У нас нет такой птички)

- Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)

- У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово)

- Прослушав сообщения ребят, какой мы вывод можем сделать? Какие правила должен соблюдать человек?

3 группа подготовила запрещающие знаки поведения человека в природе (сообщения детей)

- Если бы животные могли снами говорить на одном языке, как вы думаете, что бы они нам сказали?

- Послушайте стихотворение.

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
"Разумный" человек.
Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек - всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

- Что вы слышите в этом стихотворении? (упрёк человеку, обращение к его благоразумию)

7. Составление своего экологического альбома.

Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. (Показываем альбом)

Первая страница названа так же, как наш классный час. На второй странице - календарь экологических дат:

22 апреля - Международный день ЗЕМЛИ;

5 июня - всемирный день охраны окружающей среды;

4 октября - Всемирный день животных.

22 марта - Всемирный день воды;

1 апреля - Международный день птиц;

Вспомните слова Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Они должны иметь право на хорошую жизнь.

Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет?

Дети: знак беды, несчастья, гибели.

-Что мы можем поместить на этих страницах?

Дети: исчезнувшие животные.

-Следующие страницы красные. Почему красные?

Дети: красный - цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

-Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы:

Дети: животных, которым грозит опасность.

-Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые?

Дети: зеленый - цвет надежды.

-Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут - зависит от нас.

Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Над каждой страницей поработают 2 человека. Вам нужно расположить материал на странице в логической последовательности. Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. (Раздаем задания трём микрогруппам).

-Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись?

Дети:

  • охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
  • строить очистные сооружения;
  • стать вегетарианцами;
  • отменить моду на меха;
  • не выбрасывать мусор в реки и озера;
  • помогать бездомным животным:

Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам (выходят дети и защищают свою работу).

8. Подведение итога. Рефлексия.

-Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека- достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету.

(дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты).

- Чем для вас был классный час?

Приложение.