Тип урока: урок в форме программы "Диалог"
Цели: обосновать влияние климатических показателей на здоровье человека; ознакомить учащихся с основными валеопрофилактическими мерами.
Планируемые результаты обучения: сформировать знание того, как различные климатические характеристики (температура, атмосферное давление, ветер и.т.п.) влияют на здоровье человека; умение применять различные валеопрофилактические меры на практике
Организация познавательной деятельности учащихся: при подготовке к уроку ребята должны найти примеры влияния климата на здоровье людей; узнать основные показатели климатических условий Ивановской области; подобрать информацию о валеопрофилактических мерах.
План урока.
- Влияние погодных условий на здоровье человека.
- Климатические условия Ивановской области.
- Валеопрофилактика своего здоровья.
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- карта Ивановской области,
- презентация к уроку (см. приложение 1),
- литература по теме урока
Ход урока
Учитель (в роли ведущего): Сегодня наша программа " Диалог" посвящена воздействию климатических условий на здоровье человека. В ходе нашей беседы мы должны ответить на следующие вопросы:(знакомство с планом урока). Наш класс сегодня представляет собой студию, в которой присутствуют климатологи, медики-географы, валеологи, корреспонденты и учащиеся школы. (группы климатологов, медиков - географов и валеологов сидят за отдельными столами; каждая из групп готовила информацию по своему вопросу)
1.Влияние погодных условий на здоровье человека.
Ведущий: Еще Гиппократ установил тесную связь между болезнями человека и погодой. Подавляющее число человеческих недугов происходит от внешнего воздействия и зависит от солнечной активности, атмосферного давления и температуры воздуха, ветра, состояния окружающей среды. 30-40% населения нашей планеты обладают повышенной чувствительностью к погоде. Есть специальный термин "метеотропные болезни" - болезни, возникающие в результате неблагоприятных погодных условий. Также есть специальный раздел медицины - медицинская география, изучающая воздействие климата на наше здоровье.
Рассмотрим конкретные примеры. Слово предоставляется медикам - географам.
1 ученик: Установлено, что наиболее остро организм реагирует на изменение температуры при насыщенности воздуха влагой. В условиях жаркого и влажного климата особенно интенсивно происходит потоотделение, что является нормальной приспособленностью организма к жаре. В то же время высокая влажность препятствует быстрому испарению пота и охлаждающий эффект почти не достигается. Организм человека быстро теряет влагу и соли. Начинается солевое истощение организма, развивается усталость. Это может привести к смертельному исходу. Установлено, что при температуре выше +32 физическая и умственная работа становится затруднительной. Летом в жарких районах в самые знойные полуденные часы необходимо отдыхать.
2 ученик: Низкие температуры также вызывают изменения в организме человека. Длительное пребывание людей в условиях низких температур и особенно при сильном ветре приводит к серьезным нарушениям деятельности внутренних органов: изменяется глубина и частота дыхания, снижается скорость кровотока и снабжение клеток кислородом, нарушается обмен веществ. Трудоспособность человека снижается, происходит обморожение.
Корреспондент журнала " Здоровье": Скажите, пожалуйста, а как действуют на организм изменения атмосферного давления?
3 ученик: Исследования показывают, что в зонах высокого атмосферного давления артериальное давление у людей понижается. На дрейфующих станциях северного полюса, в Антарктиде у здоровых людей фиксируется пониженное давление. У жителей тропического климата артериальное давление также ниже общепринятых норм. Наиболее низкие показатели кровяного давления у населения г. Лимы( столицы Перу), которая находится на высоте 3000м. Резкие перепады давления в одной области могут привести к обострениям гипертонической болезни, ревматизма, артрита и др.
4 ученик: Интересное влияние на организм оказывают ветры, господствующие на данной территории. Например, врачи в Швейцарии и Южной Германии откладывают операции, когда с Альп задувает теплый и сухой южный фен, так как у больных во время его действия наблюдаются трудноостановимые кровотечения. А холодный северный мистраль, дующий вдоль долины Роны ( Франция) вызывает снижение внимательности у людей и увеличение автотранспортных аварий. Североафриканские пустынные ветры тотчас наполняют больницы пациентами. Люди делаются раздражительными, иногда даже буйными.
Выступления сопровождаются презентацией и показом на карте.
2. Климатические условия Ивановской области.
Учитель: Действительно, существует тесная связь между здоровьем и климатическими условиями. А вот интересно, какие климатические условия считаются наиболее благоприятными? На этот вопрос мы попросим ответить климатологов.
1 ученик: Наиболее благоприятными считаются следующие климатические показатели:
- Среднегодовая температура +12,5 + 13,5 градусов
- Относительная влажность 65 %
- Число солнечных дней в году 225
- Количество осадков 550 мм в год, осадки выпадают преимущественно в холодный период года
Также желательно, чтобы с севера территория была защищена от холодных ветров.
Корреспондент " Ивановской газеты": Является ли благоприятным климат Ивановской области?
2 ученик: Климатические показатели Ивановской области неоднозначные, имеются и плюсы, и минусы.
+ | - |
Среднегодовая температура +4 градуса Относительная влажность 75-80% Количество осадков 600мм в год |
Свободное проникновение ветров с Атлантики и с Северного Ледовитого океана и как следствие, частая и резкая смена ветров, атмосферного давления и в целом погоды. |
Отсюда видно, что хотя в целом климатические условия нашей области благоприятны, резкая смена погоды является отрицательным фактором. Резкие перепады атмосферного давления приводят к перепадам артериального давления, головным болям, обострениям различных болезней.
3. Валеопрофилактика своего здоровья.
Учитель: Это верно. Многие жители нашей области страдают от смены погоды. Даже у школьников наблюдаются частые головные боли, усталость, вялость, особенно в осенне- весенний период. Можно ли укрепить свое здоровье, избавиться от недомогания.
Ответить на этот вопрос нам помогут валеологи. ( Знакомство с термином "валеология" , см. приложение).
1 ученик: Ребятам, страдающим частыми головными болями, можно посоветовать специальный точечный массаж. Он несложный, и его каждый может сделать самостоятельно. (демонстрация на схеме, см.приложение)
2 ученик: также для улучшения деятельности мозга, сердца, улучшения кровотока можно применять настои трав. Есть специальная литература травники, где содержатся нужные сведения.( знакомство с литературой, приводится несколько конкретных примеров)
Учитель: А сами ребята могут назвать какие - либо профилактические меры по укреплению здоровья?
В ходе обсуждения учащиеся называют ряд валеопрофилактических мер. На экране высвечивается перечень наиболее часто называемых мер. Учитель их зачитывает.
1) Проветривание помещений.
2) Физ.зарядка дома и физкультминутка на уроках.
3) Соблюдение режима дня.
4) Пребывание на свежем воздухе.
5) Водные процедуры.
Учитель: Наш "Диалог" подходит к концу. Спасибо всем за плодотворную работу. Я думаю, что, если мы будем следовать указанным выше советам и правилам, мы будем хорошо себя чувствовать и в неблагоприятной погодной обстановке.
Домашнее задание.
В тетрадях у учеников должны быть записаны климатические условия Ивановской области; валеопрофилактические меры( или можно раздать заранее приготовленные памятки).
Литература к уроку.
1. Т.В.Кучер. Экологическое образование на уроках географии..М., 1990г.
2. За страницами учебника географии. Хрестоматия для дополнительного чтения.М.,1984г
3. М.А.Либинтов. Здоровье без лекарств. М.1996г.
4. В.Васичкин. Все о массаже. М.,1999г.
5. География в школе, №3, 2007г.