Первые шаги по выявлению одаренности учеников наши педагоги делают еще на курсах по подготовке к школе. Работа, заключенная в изучении условий и истории развития учащегося в семье, его увлечений, сведений о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях продолжается, когда ребенок становится нашим учеником.
В 2009 – 2010 учебном году педагоги НШ/ДС работу с одаренными детьми строят по следующему плану:
№ | Направление работы | Мероприятия |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» | 1. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» |
2. Заседание методического объединения | ||
3.Семинар «Одаренность: понятие, виды одаренности» | ||
4. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и математики» | ||
5. Совещание при директоре «Роль школы в обучении и развитии одаренных детей» | ||
2 | Преемственность детского сада и школы | Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; экскурсия в школу; день открытых дверей; организационное родительское собрание «Развитие способностей будущего первоклассника» |
3 | Создание банка данных одаренных детей | 1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям |
2. Психодиагностическое обследование среди учащихся | ||
3. Анкетирование детей. | ||
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов. | ||
4 | Психологическая помощь одаренным детям | 1. Психологические консультации для одаренных детей. |
2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, марафонов и других интеллектуальных и творческих конкурсов. | ||
3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости. | ||
5 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми. | 1. Комплектование методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой. |
2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов и т. д.) | ||
6 | Систематизация работы учителей начальных классов, воспитателей ГПД, ПДО с одаренными детьми. | 1. Применение на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проектных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих. |
2. Использование в урочной и внеурочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, интернета. | ||
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, учебную мотивацию одаренных учащихся. | ||
4. Проведение нестандартных форм уроков и занятий. | ||
7 | Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время | 1. Функционирование предметных и творческих кружков, спортивных секций. |
2. Предметные классные, школьные, городские олимпиады. | ||
3. Математический турнир «Знай, считай, отгадывай» | ||
4. КВН по русскому языку. | ||
5. Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка» | ||
6. Фестиваль знатоков английского языка. | ||
7. Спортивные соревнования. | ||
8 | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей. | 1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме. |
2. Консультация для родителей «Развитие творческого потенциала ребенка» | ||
3. Индивидуальные консультации психолога. | ||
4. Совместное творчество родителей и детей «Икебана для учителя», «Новогодний серпантин» и т. д. | ||
5. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» |
В течение года работает «Открытая школа», задачи которой:
– воспитание потребности познания
окружающего мира средствами различных видов
деятельности;
– совершенствование общего развития учащихся во
внеурочной и внешкольной деятельности.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
В МОУ «Начальная школа – детский сад №106» организована работа разнообразных кружков дополнительного образования, что особенно важно для наших учащихся, которые проводят в стенах школы весь день и не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования. В течение учебного года работают кружки и секции, которые помогают реализовать идею всестороннего развития личности ребенка и значительно расширить все образовательные области. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, не боится неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности.
Принципы дополнительного образования:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления своего труда, степени участия в коллективных делах.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Дополнительное образование, будучи личностноориентированным, в отличие от основного, является, прежде всего, предметнооориентированным. Ребенку дают возможность определить собственный образовательный путь, обеспечивая ему условия реализации собственных интересов, развития его индивидуальных способностей.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Самоопределение и самореализация предполагают интеграцию двух процессов: «свободы от» (защита ребенка от подавления, угнетения) и воспитание «свободы для» (создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации)
- Единство обучения, воспитания и развития. В системе дополнительного образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, т. к. оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразии видов и форм деятельности.
- Практико – деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование всегда ориентированно на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практико – деятельностная основа дополнительного образования выражается в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы.
Система дополнительного образования состоит из кружков и объединений, созданных на базе НШ/ДС:
- оркестр «Веселые нотки»;
- хор «Колокольчики»;
- изостудия «Кисточка»;
- спортивный кружок по пионерболу;
- кружок по английскому языку;
- кружок по информатике;
- хореографический кружок «Елочка»;
- театральный кружок «Золотой ключик»;
- кружок по настольному теннису;
- кружок «Белая ладья»;
- кружок «Занимательная математика»;
- кружок «Знатоки русского языка».
В 2009 – 2010 учебном году 87% школьников охвачено
кружковой работой.
Широко используется педагогами проектная
деятельность, направленная на включение
школьников в социально – ориентированное
творчество, на развитие гражданской
ответственности перед окружающим миром,
развитие творческих способностей.
Учащиеся принимают активное участие в школьных,
муниципальных, региональных, федеральных и
всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах,
интеллектуальных марафонах.
В результате такой организации работы с
одаренными детьми, в 2009 – 2010 учебном году
учащимися МОУ НШ/ДС№106 были достигнуты следующие
результаты:
- Всероссийский конкурс «Почта России» – победители регионального тура.
- Грамота за нестандартный подход к написанию сочинения «Письмо президенту в будущее» в VII Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»
- Региональный конкурс «Мой Баскунчак»:
- Номинация «Рисунок» – 1, 2, 3 место
- Номинация «Фотография» – 2 место
- Номинация «Литературное творчество» – 1, 2 место
- Номинация «Презентация» – 2 благодарственных письма
- Конкурс авторских стихотворений среди
школьников города «Мир глазами молодых»:
- Диплом за победу в номинации «В мире природы»
- Диплом за победу в номинации «Мой город»
- Диплом III степени
- Конкурс проектов по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни в молодежной среде в общеобразовательных учреждениях Астраханской области – II место в номинации «Сущность и содержание профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни в молодежной среде»
- Проект "Познание и творчество"
Национальной образовательной программы
"Интеллектуально-творческий потенциал
России"
- Номинация «Ума палата» – 2 лауреата
- Номинация «Окружающий мир» – 3 лауреата
- Конкурс "Русский Медвежонок – языкознание для всех" – 54 участника
- Всероссийский эрудит марафон учащихся «ЭМУ 2009\2010» – конкурс эрудитов.
Быстрый раунд – 42 участника:
Класс | Региональный уровень: | Общий рейтинг | ||
место | кол-во мест | место | кол-во мест | |
1 класс | 1 | 2 | 1 | 2 |
2 класс | ||||
3 класс | 1 | 2 | 7 | 2 |
4 класс | 1 | 4 | 5 | 4 |
Умный раунд – 38 участников:
Класс | Региональный уровень: | Общий рейтинг | ||
место | кол-во мест | место | кол-во мест | |
1 класс | 1 | 3 | 3 | 3 |
2 класс | 1 | 2 | 5 | 2 |
3 класс | 1 | 2 | ||
4 класс | 1 | 3 | 1 | 3 |
Смелый раунд – 37 участников:
Класс | Региональный уровень: | Общий рейтинг | ||
место | кол-во мест | место | кол-во мест | |
1 класс | 1 | 2 | 1 | 2 |
- Региональный тур VIII Всероссийского марафона учеников – занковцев:
I место в номинации «Математика».
I место в номинации «Окружающий мир».
III место в номинации «Окружающий мир».
Поддерживая сформировавшихся талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, педагоги воспитывают личность, обладающую коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений, расширяют единое образовательное пространство школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей, развивают способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.