Организация работы с одаренными детьми в МОУ "Начальная школа – детский сад №106 "Елочка"

Разделы: Администрирование школы


Первые шаги по выявлению одаренности  учеников наши педагоги делают еще на курсах по подготовке к школе. Работа, заключенная в изучении условий и истории развития учащегося в семье, его  увлечений, сведений о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях продолжается,  когда ребенок становится нашим учеником.

В 2009 – 2010 учебном году педагоги НШ/ДС работу с одаренными детьми строят по  следующему плану:

Направление работы Мероприятия
1 Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» 1. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»
2. Заседание методического объединения
3.Семинар «Одаренность: понятие, виды одаренности»
4. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и математики»
5. Совещание при директоре «Роль школы в обучении и развитии одаренных детей»
2 Преемственность детского сада и школы Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; экскурсия в школу; день открытых дверей; организационное родительское собрание «Развитие способностей будущего первоклассника»
3 Создание банка данных одаренных детей 1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям
2. Психодиагностическое обследование среди учащихся
3. Анкетирование детей.
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов.
4 Психологическая помощь одаренным детям 1. Психологические консультации для одаренных детей.
2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, марафонов и других интеллектуальных и творческих конкурсов.
3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости.
5 Создание методической копилки по работе с одаренными детьми. 1. Комплектование методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой.
2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов и т. д.)
6 Систематизация работы учителей начальных классов, воспитателей ГПД, ПДО с одаренными детьми. 1. Применение на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проектных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих.
2. Использование в урочной и внеурочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, интернета.
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, учебную мотивацию одаренных учащихся.
4. Проведение нестандартных форм уроков и занятий.
7 Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время 1. Функционирование предметных и творческих кружков, спортивных секций.
2. Предметные классные, школьные, городские олимпиады.
3. Математический турнир «Знай, считай, отгадывай»
4. КВН по русскому языку.
5. Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»
6. Фестиваль знатоков английского языка.
7. Спортивные соревнования.
8 Проведение мероприятий с родителями одаренных детей. 1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме.
2. Консультация для родителей «Развитие творческого потенциала ребенка»
3. Индивидуальные консультации психолога.
4. Совместное творчество родителей и детей «Икебана для учителя», «Новогодний серпантин» и т. д.
5. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года работает «Открытая школа», задачи которой:

– воспитание потребности познания окружающего мира средствами различных видов деятельности;
– совершенствование общего развития учащихся во внеурочной и внешкольной деятельности.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

В МОУ «Начальная школа – детский сад №106» организована работа разнообразных кружков дополнительного образования, что особенно важно для наших учащихся, которые проводят в стенах школы весь  день и не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования. В течение учебного года работают кружки и секции, которые помогают реализовать идею всестороннего развития личности ребенка и значительно расширить все образовательные области. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, не боится неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности.

Принципы дополнительного образования:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления своего труда, степени участия в коллективных делах.
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Дополнительное образование, будучи личностноориентированным, в отличие от  основного, является, прежде всего,  предметнооориентированным. Ребенку дают возможность определить собственный образовательный путь, обеспечивая ему условия реализации собственных интересов, развития его индивидуальных способностей.
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Самоопределение и самореализация предполагают интеграцию двух процессов: «свободы от» (защита ребенка от подавления, угнетения) и воспитание «свободы для» (создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации)
  • Единство обучения, воспитания и развития. В системе дополнительного образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, т. к. оно учитывает индивидуальные интересы  ребенка и обеспечивает  многообразии видов и форм деятельности.
  • Практико – деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование всегда ориентированно на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практико – деятельностная основа дополнительного образования выражается в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы.

Система дополнительного образования состоит из кружков и объединений, созданных на базе НШ/ДС:

  • оркестр «Веселые нотки»;
  • хор «Колокольчики»;
  • изостудия «Кисточка»;
  • спортивный кружок по пионерболу;
  • кружок по английскому языку;
  • кружок по информатике;
  • хореографический кружок «Елочка»;
  • театральный кружок «Золотой ключик»;
  • кружок по настольному теннису;
  • кружок «Белая ладья»;
  • кружок «Занимательная математика»;
  • кружок «Знатоки русского языка».

В 2009 – 2010 учебном году 87% школьников охвачено кружковой работой.
Широко используется педагогами проектная деятельность, направленная на включение школьников в социально – ориентированное творчество, на развитие гражданской ответственности перед окружающим миром, развитие творческих способностей.
Учащиеся принимают активное участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных и всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.
В результате такой организации работы с одаренными детьми, в  2009 – 2010 учебном году учащимися МОУ НШ/ДС№106 были достигнуты следующие результаты:

  • Всероссийский конкурс «Почта России» – победители регионального тура.
  • Грамота за нестандартный подход к написанию сочинения «Письмо президенту в будущее» в VII Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»
  • Региональный конкурс «Мой Баскунчак»:
    • Номинация «Рисунок» – 1, 2, 3 место
    • Номинация «Фотография» – 2 место
    • Номинация «Литературное творчество» – 1, 2 место
    • Номинация «Презентация» – 2 благодарственных письма
  • Конкурс авторских стихотворений среди школьников города «Мир глазами молодых»:
    • Диплом за победу в номинации «В мире природы»
    • Диплом за победу в номинации «Мой город»
    • Диплом III степени
  • Конкурс проектов по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни в молодежной среде в общеобразовательных учреждениях Астраханской области – II место в номинации «Сущность и содержание профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни в молодежной среде»
  • Проект "Познание и творчество" Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" 
    • Номинация «Ума палата» – 2 лауреата
    • Номинация «Окружающий мир» – 3 лауреата
  • Конкурс "Русский Медвежонок – языкознание для всех" –  54 участника
  • Всероссийский эрудит марафон учащихся «ЭМУ 2009\2010» – конкурс эрудитов.

Быстрый раунд – 42 участника:

Класс Региональный уровень: Общий рейтинг
место кол-во мест место кол-во мест
1 класс 1 2 1 2
2 класс        
3 класс 1 2 7 2
4 класс 1 4 5 4

Умный раунд – 38 участников:

Класс Региональный уровень: Общий рейтинг
место кол-во мест место кол-во мест
1 класс 1 3 3 3
2 класс 1 2 5 2
3 класс 1 2    
4 класс 1 3 1 3

Смелый раунд – 37 участников:

Класс Региональный уровень: Общий рейтинг
место кол-во мест место кол-во мест
1 класс 1 2 1 2
  • Региональный тур VIII Всероссийского марафона учеников – занковцев:

I место в номинации «Математика».
I место в номинации «Окружающий мир».
III место в номинации «Окружающий мир».

Поддерживая  сформировавшихся талантливых школьников  и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, педагоги воспитывают  личность, обладающую коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений,  расширяют  единое образовательное пространство школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей, развивают  способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.