Цели:
- закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; развивать мышление;
- содействовать развитию навыков коллективной, индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал нас всех на урок.
Будьте все внимательны,
И ещё старательны.
II. Минутка чистописания
1. На доске в виде ребуса написаны имена мальчиков и девочек, кто угадает тот получает право написать имя на доске под ребусом.
Ответы: Вася, Витя, Ваня, Настя, Надя, Валя
– Прочитайте эти слова.
– Определите, какую букву мы будем писать?
– Какая это букава? (Это буква Я, она есть во
именах существительных этого ряда слов)
– Что объединяет эти существительные между
собой? (они отвечают на вопрос «кто?». И все они
одушевлённые, собственные)
2. Определите порядок следования букв в данном
ряду: Яяв яЯв
– Составьте различные цепочки из данных букв и
запишите.
III. Словарно-орфографическая работа
На доске записаны слова: к…ртина, п…льто, к…ньками, …беды, м…розец, к…пусте, к…ртофелем.
– Что общего во всех этих словах?
– Какое задание можете предложить? (записать
данные слова в начальной форме, распределив их в
две группы).
IV. Повторение и постановка цели урока
– Что такое имя существительное?
– Назовите грамматические признаки имени
существительного?
– Как определить число имени существительного?
– Все ли существительные изменяются по числам?
– Изменяются имена существительные по родам?
– Какого рода они бывают?
– У всех ли существительных можно определить
род?
V. Упражнения для закрепления пройденного материала
Игра "Найди имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное", умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Игра "Эстафета"
Цель. Закрепление умения изменять существительные по числам, правописания слов с разделительным ь.
Содержание игры. Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.
Материал для игры:
звено полоз крыло сук стул ком |
перо полено друг прут клок кол |
прут брат клин ком лист колос |
сук клок стул клин крыло сын |
брат друг колос перо прут звено |
лист полено ком полоз кол сук |
Игра "Поймай свое слово"
Цель. Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.
Содержание игры. В игре участвует весь класс в составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Материал для игры: плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.
Игра "Образуй имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное".
Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Материал для игры:
храбрый – смелый – веселый –
сильный – добрый – ленивый –
гордый – болтливый – умный –
мудрый – богатый – бедный –
грубый – хвастливый – крепкий –
VI. Итог урока
– Что вы можете рассказать об имени существительном?