Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Лыжи появились в глубокой древности, в каменном веке. На охоте древний человек наступил на ветку и не провалился – это натолкнуло его на мысль – привязать подобные предметы к ногам. Первые лыжи были ступающие, охотники могли только ходить или бегать на лыжах. Но когда случайно, человек поскользнулся и проехал на лыжах, он понял, что можно на них передвигаться быстрее. Долгое время человек применял ступающие лыжи. Постепенно ступающие лыжи были вытеснены. Но еще совсем недавно – 80-90 лет назад северные народы применяли ступающие лыжи. В середине XVIII века в скандинавских странах стали проводиться лыжные гонки. Первые официальные соревнования по этому виду спорта состоялись в Норвегии в 1767 году. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (ФИС). Наша федерация вступила в нее в 1948 году. В программу первых зимних Олимпийских игр в 1924 году в Шамони было включено 2 вида гонок – 18 и 50 км среди мужчин. В 1956 году наша команда впервые участвовала в зимних Олимпийских играх и заняла первое место в неофициальном зачете.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ.
- Одежда должна быть удобной и легкой, не стеснять движений.
- Одеваться необходимо в зависимости от температуры воздуха и силы ветра.
- На голову надо надевать шерстяную шапочку.
- Верхняя куртка из теплой и непромокаемой ткани надевается на свитер.
- Брюки из непромокаемой ткани плотно прилегают к ногам снизу.
- Обязательно должны быть варежки или перчатки.
- Обувь не должна стеснять ног.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ.
- Кататься на лыжах можно в безветренную погоду, при температуре до –15 гр., при слабом ветре не ниже – 10 градусов.
- На уроках нужно внимательно слушать учителя, все его указания.
- Получая лыжный инвентарь, необходимо проверить
его состояние: креплений (замков), рабочей
поверхности лыж, исправность лыжных палок, и при
обнаружении
дефектов принять меры по их устранению. - Необходимо обувь подбирать по размеру ноги. Во
избежании потертостей не следует ходить в тесной
и чересчур свободной обуви. Почувствовав боль,
нужно
ослабить лыжные крепления, расшнуровав ботинки. Далее необходимо получить разрешение преподавателя следовать на базу, в школу. - В холодную погоду необходимо следить за собой и
своими товарищами. При появлении признаков
обморожения – побелевшая кожа, потеря
чувствительности
открытых частей тела: нос, уши, щеки немедленно сухой варежкой растереть поверхность тела рядом с отмороженным местом до порозовения, после чего
растирать непосредственно отмороженное место. - При переходе через проезжую часть дороги необходимо снимать лыжи.
- При потере равновесия надо падать в бок, не подставляя рук.
- Необходимо соблюдать дистанцию при передвижении на лыжах – 3-4 м. и при спусках – не менее 30 м.
ЭКИПИРОВКА ЛЫЖНИКА
1. Лыжи.
2. Лыжные палки.
3. Одежда лыжника.
4. Обувь лыжника.
В настоящее время существуют различные деревянные и пластиковые лыжи, которые делятся на: спортивно-беговые, туристические и горные.
ВЫБОР ЛЫЖ.
При выборе лыж необходимо учитывать их гибкость, легкость, прочность. Длина должна соответствовать росту и весу лыжника. Самый простой и доступный способ определения длины лыж – лыжу ставят скользящей поверхностью от себя, поднимают прямую руку вверх – носковой прогиб должен касаться ладони поднятой руки. Можно руководствоваться тем, что лыжи должны на 30-35 см. выше роста лыжника. Лыжи для коньковых ходов на 5-10 см. короче, чем классические. Лыжи оборудуются креплениями – жесткими, полужесткими и мягкими. Самые удобные и надежные – жесткие рантовые.
ХРАНЕНИЕ ЛЫЖ
Лыжи рекомендуется хранить в прохладном помещении, в распорках.
ПОДБОР ЛЫЖ ПО РОСТУ
ПОДБОР ЛЫЖНЫХ ПАЛОК
Лыжные палки изготавливаются из дюралюминиевых или стальных трубок, а также из стеклопластика. Лыжные палки подбираются по росту: поставленные на пол рядом с учеником, они не должны доходить до уровня плеч на 3-5 см. или на 30 см. ниже роста лыжника. Палки для коньковых ходов должны быть выше на 10-15см.
ПОДБОР ЛЫЖНЫХ ПАЛОК С УЧЕТОМ РОСТА И СТИЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ПОСТРОЕНИЯ.
Для построения учащихся с лыжами в руках в одну шеренгу подается команда: «В шеренгу становись!». Ученики выстраиваются в шеренгу на расстоянии одного шага друг от друга. Скрепленные лыжи находятся у носка правой ног (скользящей поверхностью вперед) и поддерживаются руками.
КОМАНДА «РАВНЯЙСЬ!»
По команде: «РАВНЯЙСЬ!» лыжи прижимаются к плечу, голова поворачивается направо.
КОМАНДА «СМИРНО!»
По команде «СМИРНО!» верхние концы лыж слегка подаются вперед.
СПОСОБЫ ПЕРЕНОСКИ ЛЫЖ.
а) в руке
б) на плече
в) под рукой
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Лыжня зовет. А.Малеинов. Москва, «Физическая
культура и спорт»,1974.
2. Методика обучения основным видам движений на
уроках физической культуры в школе. В.В Кузнецов,
Г.А.Колродницкий, Москва, «Владос», 2002.
3. Методика физического воспитания, В.М.Качашин,
Москва, «Просвещение», 1972.
4. Проложи свою лыжню. И.М.Бутин, Москва,
«Просвещение», 1985.
5. Физическая культура 8-9 класс, В.И.Лях,
А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2007.
6. Физическая культура 1-4 класс, В.И.Лях,
А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2007.
7. Физическое воспитание в начальной школе,
В.М.Качашкин, Москва, «Просвещение», 1978.
8. Физическая культура в школе. Методика уроков в
I-III классах, НИИ физиологии детей и подростков
АПН СССР под редакцией Г.П.Богданова, Москва,
«Просвещение», 1971