Интерактивный подход в обучении начального этапа лыжной подготовки школьников в 1–4-х классах

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Лыжи появились в глубокой древности, в каменном веке. На охоте древний человек наступил на ветку и не провалился – это натолкнуло его на мысль – привязать подобные предметы к ногам. Первые лыжи были ступающие, охотники могли только ходить или бегать на лыжах. Но когда случайно, человек поскользнулся и проехал на лыжах, он понял, что можно на них передвигаться быстрее. Долгое время человек применял ступающие лыжи. Постепенно ступающие лыжи были вытеснены. Но еще совсем недавно – 80-90 лет назад северные народы применяли ступающие лыжи. В середине XVIII века в скандинавских странах стали проводиться лыжные гонки. Первые официальные соревнования по этому виду спорта состоялись в Норвегии в 1767 году. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (ФИС). Наша федерация вступила в нее в 1948 году. В программу первых зимних Олимпийских игр в 1924 году в Шамони было включено 2 вида гонок – 18 и 50 км среди мужчин. В 1956 году наша команда впервые участвовала в зимних Олимпийских играх и заняла первое место в неофициальном зачете.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ.

  1. Одежда должна быть удобной и легкой, не стеснять движений.
  2. Одеваться необходимо в зависимости от температуры воздуха и силы ветра.
  3. На голову надо надевать шерстяную шапочку.
  4. Верхняя куртка из теплой и непромокаемой ткани надевается на свитер.
  5. Брюки из непромокаемой ткани плотно прилегают к ногам снизу.
  6. Обязательно должны быть варежки или перчатки.
  7. Обувь не должна стеснять ног.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ.

  1. Кататься на лыжах можно в безветренную погоду, при температуре до –15 гр., при слабом ветре не ниже – 10 градусов.
  2. На уроках нужно внимательно слушать учителя, все его указания.
  3. Получая лыжный инвентарь, необходимо проверить его состояние: креплений (замков), рабочей поверхности лыж, исправность лыжных палок, и при обнаружении
    дефектов принять меры по их устранению.
  4. Необходимо обувь подбирать по размеру ноги. Во избежании потертостей не следует ходить в тесной и чересчур свободной обуви. Почувствовав боль, нужно
    ослабить лыжные крепления, расшнуровав ботинки. Далее необходимо получить разрешение преподавателя следовать на базу, в школу.
  5. В холодную погоду необходимо следить за собой и своими товарищами. При появлении признаков обморожения – побелевшая кожа, потеря чувствительности
    открытых частей тела: нос, уши, щеки немедленно сухой варежкой растереть поверхность тела рядом с отмороженным местом до порозовения, после чего
    растирать непосредственно отмороженное место.
  6. При переходе через проезжую часть дороги необходимо снимать лыжи.
  7. При потере равновесия надо падать в бок, не подставляя рук.
  8. Необходимо соблюдать дистанцию при передвижении на лыжах – 3-4 м. и при спусках – не менее 30 м.

ЭКИПИРОВКА ЛЫЖНИКА

1. Лыжи.
2. Лыжные палки.
3. Одежда лыжника.
4. Обувь лыжника.

В настоящее время существуют различные деревянные и пластиковые лыжи, которые делятся на: спортивно-беговые, туристические и горные.

ВЫБОР ЛЫЖ.

При выборе лыж необходимо учитывать их гибкость, легкость, прочность. Длина должна соответствовать росту и весу лыжника. Самый простой и доступный способ определения длины лыж – лыжу ставят скользящей поверхностью от себя, поднимают прямую руку вверх – носковой прогиб должен касаться ладони поднятой руки. Можно руководствоваться тем, что лыжи должны на 30-35 см. выше роста лыжника. Лыжи для коньковых ходов на 5-10 см. короче, чем классические. Лыжи оборудуются креплениями – жесткими, полужесткими и мягкими. Самые удобные и надежные – жесткие рантовые.

ХРАНЕНИЕ ЛЫЖ

Лыжи рекомендуется хранить в прохладном помещении, в распорках.

ПОДБОР ЛЫЖ ПО РОСТУ

ПОДБОР ЛЫЖНЫХ ПАЛОК

Лыжные палки изготавливаются из дюралюминиевых или стальных трубок, а также из стеклопластика. Лыжные палки подбираются по росту: поставленные на пол рядом с учеником, они не должны доходить до уровня плеч на 3-5 см. или на 30 см. ниже роста лыжника. Палки для коньковых ходов должны быть выше на 10-15см.

ПОДБОР ЛЫЖНЫХ ПАЛОК С УЧЕТОМ РОСТА И СТИЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

ПОСТРОЕНИЯ.

Для построения учащихся с лыжами в руках в одну шеренгу подается команда: «В шеренгу становись!». Ученики выстраиваются в шеренгу на расстоянии одного шага друг от друга. Скрепленные лыжи находятся у носка правой ног (скользящей поверхностью вперед) и поддерживаются руками.

КОМАНДА «РАВНЯЙСЬ!»

По команде: «РАВНЯЙСЬ!» лыжи прижимаются к плечу, голова поворачивается направо.

КОМАНДА «СМИРНО!»

По команде «СМИРНО!» верхние концы лыж слегка подаются вперед.

СПОСОБЫ ПЕРЕНОСКИ ЛЫЖ.

а) в руке
б) на плече
в) под рукой

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Лыжня зовет. А.Малеинов. Москва, «Физическая культура и спорт»,1974.
2. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. В.В Кузнецов, Г.А.Колродницкий, Москва, «Владос», 2002.
3. Методика физического воспитания, В.М.Качашин, Москва, «Просвещение», 1972.
4. Проложи свою лыжню. И.М.Бутин, Москва, «Просвещение», 1985.
5. Физическая культура 8-9 класс, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2007.
6. Физическая культура 1-4 класс, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2007.
7. Физическое воспитание в начальной школе, В.М.Качашкин, Москва, «Просвещение», 1978.
8. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР под редакцией Г.П.Богданова, Москва, «Просвещение», 1971

Приложение