Цель:
- повторение изученного материала;
- развитие умения практического использования теоретических знаний.
1. Класс делится на группы:
- Географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь и показать ее на карте.
- Интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов.
- Искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение.
- Расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки.
- Знатоки – работают с разными заданиями.
2. Каждая группа получает задания, над которыми работает.
3. В то время как работают группы, выступают “знатоки”.
4. Таблица для занесения результатов.
группа задание оценка
5. После подведения итогов – награждение.
Ход игры
Географы.
Задание: определить страну и показать её территорию на карте. Если правильный ответ будет после первого предложения – 3 балла, после второго – 2, после третьего- 1.
1. - Эта страна находится на северо-востоке материка Африки.
- По территории этой страны течет одна из самых больших и полноводных рек мира. (какая река - Нил).
- В июне месяце, когда беспощадно палит солнце, вода в реке прибывает. Начинается разлив.
Ответ: Египет.
2. - Эта страна находится на восточном берегу этого Средиземного моря.
- На западе материка Азия.
- Занимает полоску земли между морем и горами.
Ответ: Финикия.
Географы.
Задание: определить страну и показать её территорию на карте.
- Эта страна находится на востоке материка - Азия.
- Эта страна расположена на большой равнине.
- По территории этой страны текут две больших и полноводных реки.
Ответ: Китай.
- Эта страна находится на юге материка - Азия.
- С трех сторон страну омывает море.
На севере страны находятся самые высокие в мире горы.
Ответ: Индия.
Знатоки.
Ответ – 2 балла, неполный ответ – 1 балл.
5А | 5Б |
В Египте можно было купить дом в обмен
на кровать и два куска ткани. Почему? Ответ: В Египте не было строевого леса из которого делали мебель, а глины из которой строили дома – много. |
Отряд воинов-чужеземцев подошел к
большой полноводной реке. Это был Евфрат.
Чужеземцы посмотрели на бегущую воду и
закричали: “Быть не может! Да ведь эта река,
текущая наоборот!” Кто были эти чужеземцы? Ответ: Это были египтяне. Река Нил течет на север, а Евфрат – на юг. |
Представьте себе, что в музей попала
глиняная табличка, будто бы найденная при
раскопках. А на табличке надпись, из которой
следует, что это письмо вавилонского царя
Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают
ли учёные это письмо подлинным или нет? Ответ: Нет. Хаммурапи жил на 250 лет раньше Тутмоса. |
В Южном Двуречье в древности богатые
люди указывали в завещании среди прочего
имущества деревянную табуретку и дверь. Почему
дети получали в наследство наряду со слитками
серебра такой странный предмет как дверь? Ответ: В Южном Двуречье нет лесов, древесина была привозной и стоила дорого. |
В глубокой древности Финикия и соседние
с ней области носили название Ханаан. Название
Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы”
по-гречески означает “красноватые”. Почему
именно так называли греки финикийцев? Ответ: Финикийцы изобрели пурпурную краску и продавали крашеные ткани далеко за пределами страны. |
Некий китайский врач навещает больного.
Дает лекарство, тот морщится, не желая пить
непривычное лекарство. Врач убеждает: “Целебные
свойства этого лекарства велики, за этим питьем
большое будущее!” Врач оказался прав – это
лекарство ежедневно пьют миллионы людей.
Пробовали и вы это лекарство. Как оно называется? Ответ: Каждый день. Это чай. |
Интеллектуалы – за правильно сделанное задание: 5 баллов.
1)
Интеллектуалы
2)
Искусствоведы
1
3 |
2 |
4 5
|
|
6
7
8 |
9
10 11 |
12
13
14
Ответы:
1. Египет, 2. Китай, 3. Вавилон, 4. Вавилон, 5. Индия, 6. Ассирия, 7. Ассирия, 8. Китай,
9. Египет, 10. Китай, 11. Египет, 12. Китай, 13. Китай, 14 Египет.
Расшифровщики – за каждый правильный ответ 1 балл.
О финикийцах.
1.Основными занятиями финикийцев были торговля и земледелие (мореплавание). 2.Купцы везли на своих быстрых кораблях шерстяное (льняное) полотно из Египта и изделия, которыми славилась сама Финикия – шелковые (пурпурные) ткани, бусы, сосуды из глины (прозрачного стекла). 3.Финикийцы основывали в странах, с которыми они торговали, свои поселения – колонии. 4.Выгода состояла в том, что товар они продавали не чужеземцам, а жившим в этих поселениях соплеменникам. 5.Самое знаменитое из таких поселений – расположенный в Северной Африке город – Мемфис (Карфаген).
Об Ассирии.
Столица Ассирии Вавилон (Ниневия) стояла на берегу реки Тигр. Её называли в древности “логовищем львов” и “городом науки” (“городом крови”). Культура (Жестокость) ассирийских правителей нашла в этих названиях точное отражение. Ассирийский царь Навуходоносор (Ашшурбанипал) был образованным человеком. Он повелел собрать в своём дворце большую библиотеку, где хранились сосуды с папирусом (глиняными табличками).
Использованная литература.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира, “Владос”, Москва, 2003.
- Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты, “Дрофа”, Москва, 2002.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс, “Творческий Центр Сфера”, Москва, 2002.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира, “Просвещение”, Москва, 1988.