Урок окружающего мира в 4-м классе "Организм человека. Что такое кожа?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока: познакомить обучающихся с частями тела человека; дать представление о единстве частей организма; показать значение кожи в жизни человека, ознакомить строением кожи проводя исследование.

Форма проведения урока: классно-урочная.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные, исследовательский метод обучения.

Оборудование: Лупы.Рисунок с видом кожи под микроскопом.Компьютер, проектор, слайды. Бинт, йод, зеленка, вата.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд №1 (Презентация)

2. Вступительная беседа.

Сегодня мы продолжаем изучение темы, которая называется “Организм человека”. На прошлом уроке мы узнали о частях человека.

Повторение, слайд №2 Как называется наука изучающая о строение частей тела человека? (Анатомия). Как называется наука изучающая о работе органов человека? (Физиология). Наука изучающая об охране здоровья? (Гигиена). Наука изучающая болезни и лечении человека? (Медицина)

3. Отгадывание загадок из учебника стр. 37.

Загадки о частях тела человека. Дети читают и отгадывают загадки. (Отгадки: глаза, уши, язык, нос)

Выявление частей тела человека.

- Скажите, из каких частей состоит тело человека. (Голова, туловище, руки, ноги)

- Как одним словом можно назвать руки и ноги человека? (Конечности)

Показ слайда “Части тела человека”.

Учитель:

Все части тела человека неразрывно связаны между собой, поэтому человек может производить движения и перемещаться в пространстве:

При помощи ног он может… (ходить, бегать, прыгать и т.д.).

С помощью рук он… (выполнять самую разнообразную работу).

На голове расположены глаза, при помощи которых мы видим, уши, при помощи которых мы слышим. Нос помогает нам различать запаха.

Голова расположена на подвижной шее и поэтому мы можем ориентироваться в пространстве, поворачивая голову в разные стороны.

В нашем туловище расположены очень важные органы: сердце, легкие, желудок и другие.

Назовите органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

Практическая работа.

Детям даю дотрагиваться до кружек. В одном горячий чай в кружке, в другом лед в кружке. С помощью чего вы определили тепло и холод? Мы иногда протыкаемся на иголку. Через что вы узнали боль? (Серез кожу). Сделайте вывод: Кожа – это орган осязания. Мы узнаем окружающий мир через кожу тоже.

Постановка новой темы. Сегодня мы узнаем новую тему “Что такое кожа ?”. (Слайд "Практическая исследовательская работа учащихся")

Посмотрите на свои руки, лица друг друга и скажите чем покрыто тело человека? (Кожным покровом)

Возьмите лупу и рассмотрите свою кожу. Что вы увидели? (Множество волосков и отверстий)

Эти отверстия получили название – поры.

Дома я просила вас принести зеркало. Возьмите зеркало и приложите к нему палец). Что вы увидели в результате этого опыта? (На поверхности кожи выделяется жир).

Для чего кожа коже нужен жир? (Он смазывает кожу и не дает ей высыхать, делает ее мягкой)

Как вы думаете, что еще может выделять кожа через поры? (Пот)

А в каких случаях выделяется пот? (Когда человеку жарко, когда человек волнуется, при большой физической нагрузке)

А нужно ли организму выделение пота? Это приносит организму пользу или вред?

Выделение пота очень важно для человека. Пот охлаждает тело, благодаря ему тело не перегревается. Вместе с потом из организма выводятся ненужные и вредные для организма человека вещества.

5. Выявление свойств и функций кожи.

Положите руку на парту ладонью вниз. Что вы увидели на коже пальцев? (Складки)

Для чего они нужны? (Чтобы натянутая кожа не мешала движению)

Погладьте кожу. Какая она? (Гладкая, мягкая)

Если вы сожмете пальцы в кулак, что станет с кожей? (Растянется)

Дети выполняют различные движения и узнают о растяжении кожи. Затем задаю вопрос - А что происходит с кожей, когда вы на улице в жару? (Мы потеем)

Обобщение ответов обучающихся. По мере ответов на вопросы на доске появляются части таблицы “Свойства кожи”. Дети работают в тетради.

Свойства кожи.  
Складистая, гладкая, мягкая, растягивается, розоватая Непрозрачная

- Давайте выясним для чего человеку нужна кожа и какие функции она выполняет.

- Очень важна защитная функция кожи, но кроме этого она является органом чувств человека. Кожей мы чувствуем тепло и холод, боль. Это дает возможность избежать ранений, ожогов, обморожений.

6. Гигиена кожи. Слайд

Мы уже знаем, что через поры на поверхность кожи выделяется пот и жир, а к ним легко прилипает пыль и грязь.

Что происходит с кожей? (Она загрязняется)

Как нужно поступать в таких случаях? (Кожу нужно мыть)

Кожу очень важно мыть, т.к. на грязной коже поселяется много микробов, которые могут вызвать болезни кожи и всего организма человека. На 1 см грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов.

Как часто нужно мыть руки? (По мере необходимости, после туалета и перед едой - обязательно)

А как часто нужно мыть все тело? (Не реже одного раза в неделю)

Есть специальная наука о здоровье. (Гигиена)

7. Правила ухода за кожей. Слайд

(Зачитываются заранее подготовленным учеником):

Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом.

Ежедневно умывайся утром и вечером.

Мой руки после всякого загрязнения.

После мытья вытирай кожу насухо.

Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками.

Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином.

Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой.

Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.

8. Болезни кожи. Слайд

Учитель задает вопрос: Какие вы знаете болезни кожи? (Ответы учащихся). После ответов учащихся ответы дополняются учителем.

Ожоги. Кожа настолько необходима человеку, что если половина всей поверхности тела сильно обожжена, то человек может погибнуть. Поэтому вы понимаете важность осторожного обращения с огнем.

Сыпь. Может появиться на коже в результате различных заболеваний (аллергия, ветряная оспа, корь и др.).

Воспаление. Иногда микробы проникают в организм или царапину на коже. В результате появляется прыщик или гнойник.

Солнечный ожог. Загар – замечательная вещь, если соблюдать меру и не стараться загореть дочерна за один день.

Работа по картинке учебника на стр. 38.

Что делает человек? Загорает на солнце. А это полезно или вредно? Ответы учащихся. Затем дополнение учителя о пользе солнечного загара, вырабатывается витамин Д. Но есть и над чем подумать. Давайте послушаем стихотворение.

Послушайте, что произошло с Таней из стихотворения С.Маршака “Как девочка Таня загорала”.

 Забыла Таня про обед
С друзьями не играет –
Ей до подруг и дела нет:
Лежит и загорает.

Она мечтает загореть
Чтоб черным стало тело –
Все будут на тебя смотреть,
Когда ты загорела.

Какой-то в плавках старичок
Ей крикнул: “Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок,
Смотри, сгоришь как спичка!”

Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы.
- Оставьте, буду загорать!
Вот все ее ответы.

- Пусть мне лежать уже невмочь,
Но я с песка ни шагу.
Я не уйду отсюда прочь
И под навес не лягу!

Лежала Таня, время шло.
Народу меньше стало.
Не так уже и солнце жгло,
А Таня все лежала.

Здесь даже трудно описать
Все муки и страданья
Когда пришлось ее спасать
Всем прочим в назиданье.

Теперь ей платье не надеть.
И посудите сами
Она должна весь день сидеть
А не лежать часами.

Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело:
- А эта девочка вчера
почти совсем сгорела!

Какой вывод сделаете? Ответ учащихся:

Чрезмерное долгое пребывание на солнце может привести к ожогу кожи.

9. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

В жизни часто приходится сталкиваться с различными травмами. Наиболее частыми бывают травмы кожи (ушибы, порезы). Важна правильно оказать первую помощь.

Травмированный участок обязательно нужно промыть чистой водой, обработать йодом или зеленкой, наложить повязку из бинта. Если травма очень серьезная, то необходимо обратиться за помощью к взрослым и доктору.

- Для чего необходимо обрабатывать рану йодом? (Чтобы убить бактерии)

А вот мы живем на севере. У нас часто бывают морозы -50 и -55 мороза. А что у нас бывает часто при сильном морозе? (Обморожение)

9.1 Оказание первой помощи при обморожении. Слайд

При обморожении какую нужно оказать помощь?

Согреть человека растиранием и дыханием. Согревание конечностей. Восстановление кровообращения, Надо наложить ватно-марлевую повязку. Дать горячее питье. Обратиться в ближайший медпункт.

Нельзя тереть снегом.

10. Обобщение, подведение итогов урока.

Что важного узнали о коже?

Что необходимо делать, чтобы кожа была здоровой?

11. Задание на дом.

Читать по учебнику на стр. 39 и подготовить рассказ, что вы узнали о коже.

Использованная литература

1. Урок естествознания "Организм человека. Кожа", автор статьи Буримова Ирина Ивановна.

2. Я иду на урок “Природоведение”. Тема “Кожа - надежная защита организма”. Москва. Изд. “Первое сентября” 2000 г.

3. Учебник Г.М. Федоров, З.П. Федорова. “Мир и мой родной край”. Изд. “Бичик ” 2005 г.