Разработки уроков по разделу "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Математика, Информатика


Урок 1.
Устные и письменные приёмы вычислений.

I. Организация урока.

II. Устный счёт.

1. № 301.

Посмотрите, что можно о них сказать? (Мы видим суммы, разности. Можно их разделить на три группы:

1) _ + 1….

2) _ - 1….

3) поразрядное вычисление).

- В числе 35840 сколько единиц каждого класса? (840 единиц 1-го класса, 35 единиц 2-го класса. Многозначное число записывают, читают по классам, начиная с высшего).

- А какие разряды в каждом классе?

(А ещё это число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых).

2. № 293. “Вычислить наиболее лёгким способом”. 3. Стр. 69, № 1, 2, 3.

III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

1. № 294.

- Объясните, что означают записи в рамках на полях.

2. Что можете сказать о данных записях?

(Сложение и вычитание чисел… можно сформулировать тему урока).

- Итак, тема урока “Устные и письменные приёмы сложения и вычитания”.

- Давайте вспомним правила сложения и вычитания 3-хзначных чисел. Кто хочет работать у доски?

План на слайде:

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Складываю сотни.

5. Называю результат.

(Алгоритм вычисления: к 546 нужно прибавить 283.)

IV. Изучение нового материала.

- Что можете сказать о других суммах?

- Давайте попробуем выполнить сложение по такому же плану.

- Сделайте вывод.

- Как вы думаете, сможем ли мы вычислить сумму трёх 4-х значных чисел по такому же плану?

- Давайте выполним вычисление. А теперь сравните эти записи.

(На каждой строчке написана сумма цифр каждого столбика).

Домашнее задание:

1) № 312 - посмотрите внимательно. Нет ли у вас других рекомендаций по оформлению выражений в столбик? (Я хочу применить в отношении третьего выражения переместительное свойство сложения). Вычислите и сделайте проверку.

2) Выполнить выборочно из "Комплекса для самостоятельных индивидуальных работ".

V. Закрепление изученного.

1. № 295 - у доски с комментированием. Вычислите, записывая решение столбиком, и проверьте сложение вычитанием, а вычитание сложением.

2. Тест № 7 (стр. 34-35 - 1 вариант, 36-37 - 2 вариант. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике).

VI. Физкультминутка.

VII. Работа над пройденным материалом.

1. Устные упражнения: ребус на странице 62.

2. Решение задачи № 296 - самостоятельно.

3. Составление задачи по выражению- № 298 - работа в группах.

IX. Домашнее задание: № 297 - решить задачу, № 299 - проверьте, верны ли равенства.

Урок 2.
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648)
или Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-345, 37007-18032.

I. Организация урока. Психологический настрой. “Солнышко”.

II. Устный счёт.

№ 308 - Чем похожи эти многоугольники? Найдите периметр каждого многоугольника. Ответы показываем сигнальными карточками.

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

- Посмотрите на записи на доске. Что можете о них сказать?

(Можем сформулировать тему, лишнее выражение убирается.)

IV. Актуализация знаний. Подготовительные упражнения.

1. У каждого ученика счётные палочки.

- Возьмите на руки 10 палочек, что можно сказать? (У меня 10 палочек - это 1 десяток)

На слайде рисунок, где изображены счётные палочки, связанные по 10, их всего 10.

- А что скажете, глядя на рисунок? (Палочек 100 - это 10 десятков)

- Какой же можно сделать вывод? (10 единиц одного разряда составляют единицу следующего, высшего разряда. Единица одного разряда распадается на 10 единиц предшествующего, низшего разряда)

2. В числе 10 000 сколько всего единиц? Сколько единиц каждого разряда? Как можно по-другому представить это число? (9 тыс. 1 тыс.; 9 тыс. 9 сот. 9 дес. 10 ед.)

3. Вычислите, запишите ответ на ваших досках и покажите.

1 дес.- 1 400 - 1

1 сот. - 1 дес. 5 000 - 1

1 тыс. - 1 сот. 40 000 - 1

(Рассуждение ученика: Чтобы из 1 дес. вычесть единицу, заменим 1 дес. десятью единицами и вычтем 1 из 10, получится 9. Чтобы из 1 сот. вычесть 1 дес., заменим 1 сот. 10 дес. и вычтем 1 дес. из 10, останется 9 дес., или 90).

4. № 300 “Заполни пропуски”. (Правильные ответы на слайде, дети сверяют).

V. Изучение нового материала.

(Возвращаемся к выражениям на доске).

- Можно ли из 0 единиц вычесть 6 единиц?

- Берём 1 сотню. Почему приходится занимать сотню, а не десяток? (Отдельных десятков нет).

- Сколько в сотне десятков? Если возьмём 1 десяток из 10, то сколько останется десятков? (9). Запомним это. Заменим 1 десяток единицами. Сколько в 1 десятке единиц? Таким образом, число 600 мы заменили числом 5 сот. 9 дес. 10 ед. (Далее дети продолжают объяснение сами. В первую пору делают даже так:

(Остальные два примера решают вместе с учителем с объяснением)

VI. Закрепление изученного.

№ 302 - комментируя у доски с подробным пояснением преобразований единиц решают 2 примера.

№ 303 - под руководством учителя. Действия сразу записываются в столбик.

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа над пройденным материалом.

Решение задач: № 304, 306 - вызываю к доске. Решение с полным анализом.

IX. Домашнее задание: № 302 - остальные 4 примера, № 305.

X. Итоги урока.

Урок 3.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку и настраивает их на работу.

- Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …(видят). Уши внимательно слушают и всё…(слышат). Голова хорошо…(думает). На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.

Головоломка: Посмотрите внимательно на запись. Что вы заметили? (В выражениях есть одинаковое число, значение разности в первом выражении и уменьшаемое во втором выражении одно и то же число. Значит, сначала мы находим неизвестное уменьшаемое во втором выражении, к разности прибавим вычитаемое. 40+120=160, 160-120=40. В первом выражении известны уменьшаемое и значение разности, сможем найти неизвестное вычитаемое, из уменьшаемого вычтем значение разности 380-160=220.)

На слайде таблица.

Уменьшаемое 42   60   846  
Вычитаемое   45   537   542
Разность 36 85 28 362 140 834

- Что вы можете сказать об этой таблице? Сформулируйте к ней задание. (Заполнить таблицу: найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое).

- Давайте вспомним как связаны между собой числа при вычитании. (Стр.105, “Связь между числами при вычитании”).

- А где ещё встречается неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое? (В уравнениях).

- Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока “Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого”.)

- Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования цели используйте опорные слова:

Познакомиться…

Совершенствовать…

Закреплять…

2. Устный счёт.

1. Сформулируйте задание к этим числам:

5005760056, 103000581, 9009009. (Прочитать числа. Назвать единицы 1, 2, 3, 4 классов.)

2. Числа 1000, 38000, 1254200 увеличьте на 2000. уменьшите в 100 раз.

3) 37+85+115 827+406+594

49+275+51 499+697+303

Что вы можете сказать об этих выражениях? (Можно вычислить удобным способом.)

4) Математический диктант.

III. Изучение нового материала.

х-34=16 75-х=63 х-34=48:3 75-х=9х7

Посмотрите на эти записи, что вы можете о них сказать? (Это уравнения. Неизвестно уменьшаемое и неизвестно вычитаемое. Их можно разделить на 2 группы, так как это простые и сложные уравнения. В сложных уравнениях значение разности выражено частным чисел 48 и 3, произведением чисел 9 и 7.)

- На индивидуальной доске для обратной связи самостоятельно решите простые уравнения и покажите их.

-Что будем делать дальше? (Будем решать сложное уравнение у доски с подробным объяснением, обязательно делая проверку.)

Решение у доски: (записываю уравнение: х-34=48:3, значение разности выражено частным чисел 48 и 3.Чтобы привести данное уравнение к простой записи вычислим 48:3=16. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку. Х-34=16, чтобы найти неизвестное уменьшаемое к разности прибавим вычитаемое, х=16+34, х=50. Выполняем проверку: 50-34=48:3, 16=16 ) и т.д.

- А теперь сделаем вывод, как находить неизвестное уменьшаемое и неизвестное

вычитаемое в сложном уравнении. (Приводим сложное уравнение к простой записи. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.)

IV. Закрепление.

- №318 – выполняется с комментированием и записью на доске.

- Решите уравнения по вариантам: 1 вариант -на нахождение неизвестного уменьшаемого, 2 вариант -на нахождение неизвестного вычитаемого, 3 вариант - на нахождение неизвестного слагаемого. х+320=80х7 х-180=240:3 400-х=275+25

х-50=90+40 637-х=219 х-439=254 х+90=210-50

V. Физминутка.

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей № 321.

Чтение задачи и работа по усвоению содержания. Решается самостоятельно. Для слабоуспевающих детей предложить выполнить схему или рисунок и составить программу решения.

2) №322. Как найти часть от целого числа? (Делением)

- Как найти целое число, если известна его часть? (Умножением)

Выполнить самостоятельно.

3) Самостоятельная работа. стр.65. № 323.

VII. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала и домашнее задание.

Как найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое в сложных уравнениях? Д\З стр.65. № 320.

Урок 5.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.

I. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!

II. Устный счёт.

1) Проверка домашнего задания: с. 65, № 320.

2) Индивидуальная работа в парах.

- с. 6, “Магический квадрат”.

- с. 6, сравни площади фигур.

- Реши уравнение:

42+х=150:3 а-16=12х3

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

- Посмотрите на запись. Что можно сказать?

43217 + 19864 72787 + 5130

52438 + 5243 + 85371 20367 + 14215 + 4362

(Мы видим примеры на сложение. К ним можно придумать задания.)

- Придумайте задания. (Разделить на группы. Примеры на сложение двух слагаемых и примеры на сложение трёх слагаемых.)

- Что мы умеем? (Находить сумму двух слагаемых.)

- Итак, тему урока можно определить? (Нахождение суммы нескольких слагаемых.)

- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Актуализация знаний.

- Вычислите удобным способом.

7356+506+494

2703+2297+855

609+17891+391

Вывод: при сложении нескольких чисел их можно переставлять и объединять в группы любым способом.

V. Изучение нового материала.

- Вернёмся к записи. Решите примеры на сложение двух слагаемых. Первый пример решим с подробным объяснением у доски. Второй пример решите самостоятельно. (Взаимопроверка)

 

- Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких (трёх) слагаемых?

(Учащиеся могут предложить сначала вычислить сумму двух первых слагаемых и затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое.)

- Вспомним алгоритм сложения двух слагаемых. (Мы подписали их одно под другим так, чтобы единицы одного числа стояли под единицами другого, десятки под десятками и т.д. и складывали сначала единицы, потом десятки и т.д. – по разрядам.)

- Можно ли этот способ использовать при сложении трёх и более слагаемых?

- Какое из трёх слагаемых удобнее записать первым? Вторым? Третьим?

На доске появляется запись:

Вычислите сумму трёх слагаемых. (Ученики с подробным объяснением решают у доски.)

VI. Закрепление.

С.66, № 331. Решают с подробным объяснением, работа в паре.

VII. физминутка.

VIII. Работа над пройденным материалом.

С.66, № 325 (задача), выполняется под руководством учителя. Сопровождается составлением чертежа-схемы и программы решения.

С.66, № 328, реши задачи, составив уравнения – работа в паре. Взаимопроверка работ.

С.66, № 327, самостоятельно. Взаимопроверка работ.

С.66, № 330, самостоятельно. Проверка осуществляется фронтально.

IX. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала.

- Как письменно сложить несколько слагаемых?

Д/з. с.66, № 326.

С.69, № 4.

Урок 6.
Сложение и вычитание величин.

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

II. Устный счет.

1) Проверка д/з: с. 66, № 326 с. 69, №4.

2) Фронтальная работа: с. 67, №337, сколько треугольников? Четырехугольников? Найдите площадь и периметр треугольника АСД.

3) Индивидуальная работа в парах. Запиши цифрами число: 6 тысяч 325 единиц. 7 миллионов 254 тысячи 48 единиц. 15 миллионов 2 тысячи 320 единиц. 214 миллионов 56 единиц.

III. Актуализация знаний. Формирование темы урока. Постановка учебных задач.

Послушайте задачи. Решения запишем на доске.

1). Мама купила в магазине 8 кг яблок, а груш на 300 г. больше. Сколько килограммов груш купила мама? (8 кг + 300 г).

2). Туристы проехали автобусом 1 ч.30 мин., а пешком прошли на 25 минут меньше. Сколько времени они прошли пешком? (1 час. 30 мин. – 25 мин.).

3). Швея сшила два халата, расходуя на первый халат 2 м 45 см, а на второй халат 3 м 15 см. Сколько всего ткани она расходовала? (2 м 45 см + 3 м 15 см).

- Посмотрите за запись, что можете сказать? (Сложение и вычитание величин).

- Сформулируем тему урока. (“Сложение и вычитание величин”).

- Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1) Вернемся к записи. Найдите значения этих выражений. (Запись ведется на доске и в тетрадях с комментированием).

2) Усложняем задание.

- Что нужно сделать, чтобы найти значения этих выражений?

1 час.20 мин + 55 мин. 12 ц.36 кг – 7 ц.78 кг. (Варианты ответов)

Составляется алгоритм решения:

  1. Заменю крупные единицы мелкими.
  2. Выполню действие.
  3. Заменю мелкие единицы крупными.

1 час.20 мин. + 55 мин. = 2 час.15 мин.

1 час.20 мин. = 80 мин.

80 + 55 = 135

135 мин. = 2 час.15 мин.

12 ц. 36 кг – 7 ц 78 кг = 4 ц 58 кг.

12 ц 36 кг = 1236 кг

7 ц 78 кг = 778 кг

1236 – 778 = 458

458 кг = 4ц 58 кг

Вывод: при письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.

3) Работа с параграфом на с. 67.

V. Закрепление.

1) С.67, №332 – самостоятельно с взаимопроверкой.

2) С.67, №333 – работа в парах самостоятельно.

VI. Физминутка.

VII. Работа над пройденным материалом.

1) № 335 – решение задачи имеет предварительное составление программы решения и краткое условие. Обратить внимание детей на то, что все величины приводятся к единой наименьшей единице.

1 час. 27 мин. = 87 мин.

1 час. 38 мин. = 98 мин.

87 + 98 = 185 (мин) – два фильма.

210 – 185 = 25 (мин) – остается на кассете.

25 мин 23 мин. Ответ: записать мультфильмы можно.

Тест №8 , с. 40-41 (В. Н. Рудницка “Тесты по математике” к учебнику М.И. Моро и другие “Математика. В 2-х частях. 4 класс”).

VIII. Подведение итогов урока.

Д/з. с.67, № 334, 336.

Урок 8.
Контрольная работа по теме “Письменные приёмы сложения и вычитания”

1 вариант (по несколько вариантов)

1. Выполни действия.

2. Туристы пролетели на самолёте 9 750 км. В поезде они проехали на 8 260 км меньше. Своё путешествие туристы закончили, проплыв на плоту 380 км. Какова длина всего пути туристов?

Конторольная работа. Приложение

Литература

1. Э.В. Гордеев. Родничок. Математика. Сборник дополнительных заданий по математике для начальной школы. 1-4 классы. Издательство “Арктоус”, 1997. Пособие ориентировано на развитие мышления, творческих способностей младших школьников, их интереса к математике. Может быть использовано учителем на уроках, а также родителями занятий с детьми.

2. Н.Г. Уткина, А.М. Пышкало. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. 1-3 классы. Москва “Просвещение”, 1973.

3. О.Б. Глушкова, В.А. Черепенко, Математика. Справочник школьника. 1-4. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. Cтр. 209-223.

4. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М.И. Моро и др. “Математика. В 2-х частях. 4 класс”. Изд-во “ЭКЗАМЕН”, Москва, 2008.