Государственная символика России: флаг. История и современность

Разделы: История и обществознание


Цель: знакомство с историей и значением главных символов Российского государства.

Задачи:

  • Образовательная: усвоение и закрепление знаний по истории Российского флага, получение правовых знаний;
  • Развивающая: развитие умений и навыков работы с мультимедийным курсом, работы с источниками: Конституцией РФ, "Федеральным конституционным законом о государственном флаге Российской Федерации" и др.
  • Воспитательная: формирование чувства патриотизма и уважения к Российской государственной символике.

Оборудование:

  1. Мультимедийный курс "Государственная символика России".
  2. Флаги РФ и УР.
  3. Пакет дидактических материалов:
  4. 1) Алгоритм действий учащихся
    2) Формирующие карточки
    3) Глоссарий
    4) Указ "О дне государственного флага РФ"
    5) "Федеральный Конституционный закон о государственном флаге РФ"
    6) Указ "О Знамени Победы"

  5. Конституция РФ
  6. Книжная выставка "Государственная символика России. История и современность".
  7. Магнитофон, кассета с гимном РФ и УР.
  8. Плакаты на магнитной доске:
    1. высказывание М. Монтеня: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту Создателя и достоинство своих граждан".
    2. русские народные пословицы:
      • "Сберечь знамя - сохранить честь".
      • "Сам погибай, но знамя спасай".
      • "С клятвою - твёрд, со знаменем - горд".
      • "Где знамя, там душа полка".
  9. Репродукции картин на магнитной доске:
    1) Логинов В. "Знамя Победы"
    2) Кривоногов П. "Штурм Рейхстага".
    3) Сафронов В. "Клятва".
  10. Экран.

Ход урока

I. Звучат гимны РФ и УР.

II. Объявление темы, цели и задач урока, знакомство с пакетом документов.

III. Беседа учителя (актуализация темы, мотивация обучения):

- Ребята, часто ли вы в своей жизни видите флаги?

- Где вы их видите?

- Почему они вывешиваются в определенных местах и в дни торжественных событий?

- Почему в военное время солдаты, офицеры старались спасти флаг, даже ценой своей жизни, а враг старался захватить его?

- Вспомните героев, о которых вы знаете по книгам, фильмам, спасавших знамя.

- Далее обращается внимание на русские народные пословицы

(см. приложение №10).

- Обращение к формирующим карточкам (приложение № 8).

IV. Работа в соответствии с алгоритмом действий (см. приложение №7).

1. Демонстрация слайдов мультимедийного курса и комментарии учителя по истории флага, которые заканчиваются словами из стихотворения

А. Абрамова "Знамёна":

Уже сейчас я сердцем слышу,
Как над колоннами солдат
Победы ветер шёлк колышет,
Знамёна красные шумят.

2. Знамя Победы - рассказ ученика о подвиге группы М.Егорова и М.Кантария и других групп в Берлине в 1945 г. при взятии Рейхстага.

3. Работа с "Указом о Знамени Победы" (см. приложение №3).

4. Государственный флаг РФ.

- работа с Конституцией РФ, ст. 70.

- работа с законом "О государственном флаге РФ, ст. №1, ст. №10.

(см. приложение №4).

5. Групповая работа или работа в парах:

- поиск ответов на вопросы, поставленные к теме в формирующих карточках (см. приложение №8), с использованием мультимедийного курса, глоссария (см. приложение №10) и законов (см. приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6)

V. Рефлексия.

1) Коллективная проверка ответов на вопросы в формирующих карточках (см. приложение №8).

2) Что нового вы узнали на уроке и насколько успешно выполнили поставленную перед собой задачу? Что понравилось на уроке? Ваши пожелания?

VI. Заканчивается урок знакомством с книжной выставкой и словами М. Монтеня (см. приложение №9).