Цели урока:
- Обобщение знаний учащихся по теме “Правление Ивана Грозного”
- Формирование умения работать с историческими источниками, давать собственную оценку исторических событий
- Формирование интереса к истории своей Родины
Ход урока
1. | Прием “Мягкая посадка” На доске написаны понятия, термины, даты (Приложение 1). Задание для учащихся: дать объяснение данным понятиям, терминам, датам. |
После объяснения, термин с доски стирается, учащиеся, давшие объяснение, садятся. |
2 | На основании темы мягкой посадки
сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока на рабочем листе (Приложение 2) |
Тема урока: “Правление Ивана
Грозного”. Запись темы урока в рабочем листе. |
3 | Определение целей урока. Сегодня мы еще раз обратимся к времени правления Ивана Грозного и вспомним наиболее яркие события его царствования, а также попытаемся дать собственную оценку правлению Ивана Грозного. |
|
4. | Работа с документом. Личность Ивана IV. Ознакомьтесь с документом №1 (Приложение 4). Подберите такие прилагательные, которые могли, бы описать личные качества Ивана IV. (положительные и отрицательные) | Ответы фиксируются на рабочем листе в таблице 1 “Личность Ивана IV Грозного” и на доске на кластере (Приложение 3) |
5. | Николай Михайлович Карамзин дал первое
представление о времени грозного царя и выдвинул
концепцию “двух Иванов”: первое время царя
“доброго и нарочитого”, который затем “грех
обрел”. Что имеет ввиду Карамзин? Какие реформы были проведены Иваном IV? Каковы последствия проведения реформ? Докажите. |
Ответы учащихся. Заполнение пункта 2 в рабочем листе и кластера. |
6. | В 1565 г. Иваном IV издан Указ о введении
опричнины. Что вы знаете об этом явлении? |
Заполнение первой колонки таблицы 3 в рабочем листе и на доске. |
7. | Ознакомьтесь с 1 частью документа № 2. Отметьте, что нового вы узнали о периоде опричнины. | Заполнение второй колонки таблицы 3 в рабочем листе и на доске. |
8. | Итак, вы узнали, что существует
несколько точек зрения на процесс опричнины.
Вернемся к части 2 документа №2. В нем
представлены различные точки зрения на политику
Ивана IV. (Презентация. Слайд 1. Приложение
5) Что в них общего и различного? Каковы последствия опричного террора? |
Заполнение последствий опричнины в рабочем листе и работа с кластером. |
9. | Террор во внутренней политике не мог, не
отразится на внешней политике страны. Назовите
основные направления внешней политики. Найдите ошибки в тексте: “Внешняя политика Ивана IV” Каковы последствия внешней политики Ивана IV? |
Заполнение кластера. Проверка работы с текстом с помощью презентации слайд 2 (Приложение 5). Работа с текстом 4 в рабочем листе урока. |
10. | Эпоха Ивана IV одна из интереснейших и
загадочных страниц нашей истории. Как – то Иван
Грозный посетил старого монаха и спросил совета:
“Как лучше управлять государством?” Монах
ответил: “Если хочешь быть самодержцем, не держи
при себе людей, которые умнее тебя” Существуют различные точки зрения историков, публицистов на правление Ивана IV. Самого царя изображают по-разному. А какую оценку вы дадите царю? |
Демонстрация картины Васнецова,
отрывка художественного фильма режиссера
Эзейнштейна “Иван Грозный”. Написание эссе “Никому не подвластен”. Правила написания эссе (Презентация. Слайд 4) Зачитывание нескольких работ. |
11. | Д.з. | Презентация. Слайд 5. |