Урок истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Обобщение знаний учащихся по теме “Правление Ивана Грозного”
  2. Формирование умения работать с историческими источниками, давать собственную оценку исторических событий
  3. Формирование интереса к истории своей Родины

Ход урока

1. Прием “Мягкая посадка”

На доске написаны понятия, термины, даты (Приложение 1).

Задание для учащихся: дать объяснение данным понятиям, терминам, датам.

После объяснения, термин с доски стирается, учащиеся, давшие объяснение, садятся.
2 На основании темы мягкой посадки сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запишите тему урока на рабочем листе (Приложение 2)

Тема урока: “Правление Ивана Грозного”.

Запись темы урока в рабочем листе.

3 Определение целей урока.

Сегодня мы еще раз обратимся к времени правления Ивана Грозного и вспомним наиболее яркие события его царствования, а также попытаемся дать собственную оценку правлению Ивана Грозного.

 
4. Работа с документом. Личность Ивана IV. Ознакомьтесь с документом №1 (Приложение 4). Подберите такие прилагательные, которые могли, бы описать личные качества Ивана IV. (положительные и отрицательные) Ответы фиксируются на рабочем листе в таблице 1 “Личность Ивана IV Грозного” и на доске на кластере (Приложение 3)
5. Николай Михайлович Карамзин дал первое представление о времени грозного царя и выдвинул концепцию “двух Иванов”: первое время царя “доброго и нарочитого”, который затем “грех обрел”.

Что имеет ввиду Карамзин?

Какие реформы были проведены Иваном IV?

Каковы последствия проведения реформ? Докажите.

Ответы учащихся. Заполнение пункта 2 в рабочем листе и кластера.
6. В 1565 г. Иваном IV издан Указ о введении опричнины.

Что вы знаете об этом явлении?

Заполнение первой колонки таблицы 3 в рабочем листе и на доске.
7. Ознакомьтесь с 1 частью документа № 2. Отметьте, что нового вы узнали о периоде опричнины. Заполнение второй колонки таблицы 3 в рабочем листе и на доске.
8. Итак, вы узнали, что существует несколько точек зрения на процесс опричнины. Вернемся к части 2 документа №2. В нем представлены различные точки зрения на политику Ивана IV. (Презентация. Слайд 1. Приложение 5)

Что в них общего и различного?

Каковы последствия опричного террора?

Заполнение последствий опричнины в рабочем листе и работа с кластером.
9. Террор во внутренней политике не мог, не отразится на внешней политике страны. Назовите основные направления внешней политики.

Найдите ошибки в тексте: “Внешняя политика Ивана IV”

Каковы последствия внешней политики Ивана IV?

Заполнение кластера.

Проверка работы с текстом с помощью презентации слайд 2 (Приложение 5). Работа с текстом 4 в рабочем листе урока.

10. Эпоха Ивана IV одна из интереснейших и загадочных страниц нашей истории. Как – то Иван Грозный посетил старого монаха и спросил совета: “Как лучше управлять государством?” Монах ответил: “Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе людей, которые умнее тебя”

Существуют различные точки зрения историков, публицистов на правление Ивана IV. Самого царя изображают по-разному.

А какую оценку вы дадите царю?

Демонстрация картины Васнецова, отрывка художественного фильма режиссера Эзейнштейна “Иван Грозный”.

Написание эссе “Никому не подвластен”.

Правила написания эссе (Презентация. Слайд 4)

Зачитывание нескольких работ.

11. Д.з. Презентация. Слайд 5.