“Творческий ребенок, творческая
личность –
это результат всего образа жизни дошкольника,
результат его общения и совместной
деятельности со взрослым, результат его
собственной активности”
Н.Н.Поддьяков
В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается более заинтересованное отношение специалистов к проблеме воспитания и обучения одаренных и талантливых детей. В жизни находят себе применение самые разнообразные виды одаренности, и это разнообразие подготавливается уже в детские годы.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детский сад “Ёлочка” разработана своя система работы с одаренными детьми, которая представлена в программе “Чудочадо”. Эта программа предполагает следующие мероприятия: проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности; привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов. В основе образовательной программы “Чудочадо” в центре развития ребенка использованы методы современной образовательной модели развития одаренности у детей, разработанной известным американским специалистом в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли. Согласно которому, одаренность есть стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Концепция Дж. Рензулли подробно раскрывает суть одаренности как природного явления и указывает направление педагогической работы по ее развитию. В образовательной программе “Чудочадо” по развитию одаренности у дошкольников педагоги используют самые различные методики, которые предполагают не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку. Программа состоит из пяти блоков: выявление одаренности; работа с одаренными детьми по различным направлениям; работа с педагогами; работа с семьей; работа по проблемам одаренных детей.
Блок 1. Выявление одаренности. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится в три этапа: на первом этапе проводится групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик и отбор группы детей, показавших результаты высокие и выше среднего; на втором этапе анализируются результаты анкетирования родителей и воспитателей, затем по оценке взрослых выявляются одаренные дети; на третьем этапе организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью и выясняется или уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности. Расширенная диагностика этой способности у детей позволяет выяснить особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм психологического дисбаланса: социального, эмоционального или моторного в развитии психики ребенка и другие параметры.
Диагностика одаренности у детей дошкольного возраста в центре развития ребенка проводится педагогами – специалистами в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специальной образовательной программы. Такая диагностика включает оценку развития детей по ведущим направлениям уровня развития познавательной деятельности: математическое, биологическое, музыкальное, рисование, физическое и психическое развитие, работоспособность, индивидуальные особенности характера и др.
Блок 2. Работа с одаренными детьми по различным направлениям. В рамках нашего проекта было выделено шесть сфер (по Дьяченко О.М.), которые позволяют описать особые способности большинства детей. Это следующие сферы:
- Интеллектуальная (высокий уровень развития мышления, памяти, позволяющий успешно решать различные задачи).
- Сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний, таких, как математика, чтение, естествознание и т.п.).
- Креативность (т.е. стремление к творческим нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем).
- Общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером).
- Сфера художественной деятельности (интерес к художественным занятиям, успешность в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности).
- Двигательная сфера (интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).
Именно в этих направлениях, наши педагоги организуют работу кружков и факультативов. Все специалисты участвуют в этом процессе. Разнообразные объединения детей и взрослых дают возможность творчески проявить себя всем участникам образовательного процесса. Рассмотрим более подробно каждое из направлений.
Интеллектуальная сфера. Общие умственные способности проявляются в самых разных видах деятельности дошкольников, при усвоении и использовании разных знаний и навыков. В данной программе развитие интеллектуальной сферы ребенка проводится по следующим направлениям:
– Окружающая ребенка предметная среда. В программе, отражены принципы построения развивающей среды В.А.Петровского (“Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования”). Окружающая предметная среда для одаренных детей в этом образовательном учреждении представлена рядом специфических особенностей и характеризуется: усложненностью и большим разнообразием игр; наличием книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечением материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения; созданием условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, переживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях.
– Готовность к школе, с точки зрения “школьной зрелости” умственно одаренных детей, то становится очевидным, что практически все основные компоненты этой “зрелости” находятся на уровне развития выше среднего и характеризуются следующими особенностями: наличием у ребенка познавательной мотивации; готовностью занять позицию школьника; высоким уровнем развития произвольности; достаточным уровнем интеллектуального развития.
– Компьютерные игры. Кстати говоря, увлеченные компьютером дети практически всегда обладают рядом бесспорных интеллектуальных достоинств, если, конечно, они не просто играют в “стрелялки” и “леталки”…
Сфера академических достижений. В данной программе развитие сферы академических достижений ребенка проводится по следующим направлениям: развитие математических способностей, развитие речи, естествознание.
Среди детей с высоким уровнем интеллекта даже в дошкольном возрасте можно встретить выраженных “счетчиков”, “биологов”, “книгочеев”, хотя чаще их умственные пристрастия бывают разносторонними и переменчивыми. Это содействует многостороннему развитию и указывает на внутренние условия для общего умственного роста. В этом направлении в учреждении работают кружки и факультативы: “Мир логики”, “Мир вокруг нас”, “Слово на ладошке”, “Край любимый”.
Креативность (творческость). Важное значение в процессе творчества – в любой области деятельности – имеют воображение, интуиция, умственная активность. Развитие креативности проводится по следующим направлениям: поисково-экспериментальная деятельность, конструктивная деятельность и отражается в работе кружков ““Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Чудесный песок”.
Общение и лидерство. Лидерская одаренность – одно из проявлений социальной одаренности. Успешным лидерам присущи следующие характеристики: интеллект; умение принимать решения; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость, терпимость и т.д. В нашей программе для развития лидерской одаренности поставлены следующие задачи: формирование позитивной “Я”-концепции; формирование социально-коммуникативных навыков; никаких ограничений для удовлетворения познавательной активности. В данном направлении работают такие кружки, как “Волонтерская бригада”, “Мы – воспитатели”, детский информационный центр “Планета Ёлочка” и др.
Сфера художественной деятельности. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства. Одна из важнейших задач здесь состоит в том, чтобы уже в детском саду признавались и уважались эти способности. В программе “Чудочадо” большое внимание уделяется развитию: музыкальной одаренности, актерского мастерства, художественно-изобразительной одаренности.
В центре развития ребенка работа по развитию музыкальной одаренности детей ведется в трех направлениях: вокал (кружок “Соловушка”), ритмопластика (кружок “Весёлый каблучок”) и хореография. Дошкольники, посещающие эти кружки, принимают активное участие в ежегодных городских конкурсах детского творчества “Семицветик”, “Полярная звездочка” и занимают призовые места.
Работа по развитию актерских способностей ведется по следующим направлениям: выразительная речь; актерское мастерство (кружок “Петрушка”). Дети участвуют: в ежегодном городском конкурсе спектаклей самодеятельных театрализованных коллективов муниципальных дошкольных образовательных учреждений “Приходи, сказка!”; в городских конкурсах чтецов “Всероссийский день матери”, “Удивительный мир природы”, “Наши крылатые соседи”, “Край родной – на век любимый”.
Ребенок является субъектом творчества. А педагог должен вести занятия так, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача. В нашей программе работа по развитию художественных способностей ведется по следующим направлениям: оформительское творчество; изобразительное творчество; конструктивное творчество (кружки “Цветные капельки”, “Бумка”, “Юный архитектор”). Творческие работы воспитанников представлены: на городских конкурсах рисунков и прикладных работ “Наш хрупкий мир”, “Мир детства”, “Мой любимый дедушка. Моя любимая бабушка”, “Зимние узоры” и др.; в окружной выставке детского художественного и технического творчества “Пою тебя, седой Ямал” Воспитанники: в Международном конкурсе детских рисунков “Рисунок – поздравление”.
Двигательная сфера. Очень сложно подобрать для человека вид спорта максимально соответствующий его желаниям и способностям. Спортивная одаренность характеризуется в большей степени генетическими факторами: строением тела, двигательной координацией, а также некоторыми психологическими особенностями характера (такими как трудолюбие, настойчивость…). Прогноз спортивной одаренности можно сделать на основе изучения и использования семейных традиций и опыта. Очень сложно подобрать для дошкольников вид спорта соответствующий одновременно и его желаниям, и способностям. В программе “Чудочадо” работа по развитию спортивных способностей ведется по следующим направлениям: ритмическая гимнастика; элементы спортивных игр баскетбол и волейбол (кружки “Ритмическая гимнастика”, “Малыши – крепыши”, “Олимпийцы”). Юные “олимпийцы” одерживают победы в разных видах спорта в рамках: городской Спартакиады детских дошкольных учреждений “Старты надежд” и городского спортивно – патриотического праздника “Веселые старты”.
Блок 3. Работа с педагогами. Ведущим фактором развития одаренности дошкольника является личность педагога. Поскольку любой хороший педагог должен быть образцом педагогических добродетелей, то педагог, работающий с одаренными детьми, в глазах детей и родителей превращается в образец образцов. А это значит, творческий подход и высокий профессионализм в своей деятельности: общей психологической и педагогической подготовки; представления о специфических особенностях, свойственных одаренным детям; детального знания самой программы и владения конкретными методиками. Организация комплексного методического и психологического сопровождения участников образовательного процесса в центре развития ребенка позволяет развивать указанные выше личностные и профессиональные качества педагогов. В течение учебного года проводятся следующие методические мероприятия: тематические проектно-ориентированные “Лестница успеха”; практические занятия с элементами тренингов в достижении понимания самих себя и других; презентации и мини выставки инновационных программ и технологий о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности. Успешная реализация мероприятий программы “Чудочадо” предполагает осознание воспитателем, вопросов, связанных с организацией образовательной работы. Воспитатели разрабатывают собственные проекты развивающих занятий, которые можно проводятся в различной форме, на различном материале.
Творческими педагогами учреждения были разработаны и успешно применяются следующие программы курсов: “Интеграция содержания образования в структуре познавательного развития ребенка”, “Метод проектов и песочные игры как средство развития творческого потенциала дошкольников”, “Организация познавательно – исследовательской деятельности дошкольников”, “Развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников через ознакомление с трудом и профессиями взрослых”, “Сказка в речевом развитии и правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста” и др.
Свой опыт работы наши воспитатели широко пропагандируют. В 2009 году детский сад стал победителем Гранта Главы города Новый Уренгой. На базе нашего учреждения регулярно проводятся мастер-классы, методические объединения и школы молодого специалиста, где наши профессионалы представляют свой опыт перед городским педагогическим сообществом. Педагоги также являются активными участниками конференций, семинаров и победителями конкурсов окружного, российского и международного уровней.
Блок 4. Работа с семьей. В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот, преувеличивают возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.
Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребенка. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых стремлениям и интересам одаренного ребенка. Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные и посильные занятия. Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, одаренность у ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов. Поэтому, целью психолого-педагогической работы специалистов центра развития ребенка является оказание помощи родителям в определении своей позиции по решению вопросов развития одаренности детей, согласованного воздействия, оценке своего вклада в раскрытии творческого потенциала ребенка.
Блок 5. Работа по проблемам одаренных детей. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Среди причин такого непонимания этих детей в коллективе сверстников наиболее часто выявляются: неумение слушать собеседника; стремление командовать; тенденция демонстрировать собственные знания и т.п.
На вопрос о том, насколько благополучно складывается общение детей в группе детского сада, позволяют ответить проводимые в учреждении педагогом – психологом исследования: анализ групповых взаимоотношений, с помощью социометрических методик Я.Л. Коломинского; анализ эмоционального состояния ребенка в детском саду по рисунку “Дорога в детский сад”; самооценка по методике “лесенка Дембо”; изучение индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка с помощью беседы Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Анализ результатов изучения взаимоотношений детей с высоким и выше среднего уровнем развития и их личностных особенностей позволяет нам выявить проблемы в развитии маленьких “талантов” и своевременно провести коррекционно – развивающие мероприятия, которые входят в систему комплексного психолого – педагогического сопровождения каждого ребёнка в дошкольном учреждении.
Таким образом, действующая в настоящее время в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка – детский сад “Ёлочка” специальная образовательная программа “Чудочадо” по совершенствованию дополнительного образования и развитию детской одарённости способствует: созданию условия для оптимального удовлетворения и развития познавательных потребностей каждого ребёнка; активизации познавательной деятельности воспитанников; созданию условия для максимальной самоактуализации и самореализации детей в различных видах образовательной деятельности; совершенствованию творчества педагогов с помощью стимулирования педагогического поиска; организации единого образовательного пространства в учреждении и семье, обеспечивающего гармоничное развитие личности каждого ребёнка в условиях Крайнего Севера.