Практика формирования имиджа специальной коррекционной школы

Разделы: Администрирование школы


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 44 г. Кирова была открыта в 1927 г. и является старейшим в городе и области специальным коррекционным образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Образованный на принципах профессиональных педагогических интересов коллектив С(К)ОШ, по определению, может рассматривать как корпоративное объединение.

Имидж специальной (коррекционной) школы (далее С(К)ОШ) это образ, который исторически сформировался в городском сообществе и остается в памяти и сознании людей. В этом контексте сложившийся имидж С(К)ОШ , в которой всегда обучались дети с умственной отсталостью, в сегодняшней действительности с дефицитом толерантности стал препятствием формирования детского контингента. Численность воспитанников с 2005 г. (250 детей) к 2009 (199) заметно снизилась, что естественно отразилось при нормативном финансировании. Дети в С(К)ОШ все больше и больше поступают из массовых школ после 4-5 классов (до 45%).

В такой ситуации перед педагогическим коллективом встала задача выделить:

  • индивидуальную неповторимость и отличительные качества школы;
  • сделать С(К)ОШ конкурентоспособным образовательным учреждением.

Для целенаправленного формирования позитивного корпоративного имиджа С(К)ОШ было организовано изучение динамики изменения рынка образовательных услуг специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Результаты таковы:

  • даже учитывая специфику комплектования и особенности деятельности С(К)ОШ сталкивается с конкуренцией как в период комплектования классов, так в процессе сохранения детского контингента;
  • конкуренция между специальными (коррекционными) школами нарастает и видоизменяется;
  • доминирует та из С(К)ОШ, которая учитывала и учитывает в своей образовательной деятельности необходимость формирования и поддержки позитивного педагогического (корпоративного) имиджа.

В восприятии городской общественности сильный корпоративный имидж предоставляет С(К)ОШ ряд неоспоримых преимуществ:

  • Школа вызывает у родителей (законных представителей) большее доверие.
  • Формируется устойчивое положение С(К)ОШ за счет повышения конкурентоспособности.

По мнению педагогического коллектива в процессе формирования имиджа С(К)ОШ можно условно выделить ряд элементов:

  • Имидж образовательной услуги;
  • Имидж потребителя образовательной услуги;
  • Внутренний имидж С(К)ОШ;
  • Визуальный имидж С(К)ОШ;
  • Социальный и деловой имидж С(К)ОШ.

Под имиджем образовательной услуги С(К)ОШ мы понимаем характеристику выделяющую школу № 44 г. Кирова в глазах родителей (потребителей образовательных услуг) из ряда других С(К)ОШ.

Во-первых - это выпускники С(К)ОШ № 44

а) успешно овладевшие трудовыми навыками;

б) проявившие себя в процессе трудовой практики;

в) хорошо зарекомендовавшие себя по месту трудоустройства или при продолжении обучения в профессиональных учебных заведениях.

Во-вторых - это дополнительное образование воспитанников, организованное как силами учителей школы, так и с привлечением специалистов семи учреждений дополнительного образования детей.

Дополнительное образование – образование мотивированного выбора, которое призвано укреплять стартовые жизненные возможности детей, - в нашем случае:

а) за счет систематических занятий плаванием, гимнастикой, ОФП, лыжами, легкой атлетикой и т.п.;

б) за счет развития творческих способностей в занятиях бисероплетением, лепкой из глины и соленого теста;

в) за счет воспитания навыков и выработки умений самообслуживания в рамках курса “Азбука туризма”;

г) через коррекционно-развивающие игры и досуговую деятельность, обеспечивающих навыки коммуникации и упрочение взаимодействия дети – родители – педагоги.

Родители (законные представители) воспитанников С(К)ОШ, их общественный статус, пол, возраст, образование, профессия, жизненный уклад семей, уровень доходов, карьера, психологическая характеристика и уровень репутации по нашему мнению определяют имидж потребителей образовательных услуг С(К)ОШ.

По этим параметрам имидж потребителей образовательных услуг С(К)ОШ характеризуется неоднозначно. Социальный статус семей, уровень занятости и доходов весьма тревожат. В школу часто поступают дети из многодетных, малообеспеченных семей, большинство из которых нуждается в социальной поддержке. Имеются семьи, где ежедневно решаются проблемы экономического выживания. Благодаря помощи благотворителей школа помогает детям одеждой и обувью по сезону и учебно-письменными принадлежностями.

Имидж потребителя образовательных услуг С(К)ОШ не может стать доминирующим при формировании позитивного корпоративного имиджа С(К)ОШ.

Имидж педагогического персонала школы складывается из характеристики уровня профессиональной педагогической квалификации и толерантной атмосферы в образовательном процессе.

В школе работает 39 учителей, из них имеют

  • специальную дефектологическую подготовку – 25,6%,
  • высшую квалификационную категорию – 25,6%;
  • первую квалификационную категорию – 46,2%.

Повышение квалификации за три последних года составило 74,3%. Коллектив стабилен и опытен:

  • до 5 лет пед.стажа у 2,6%;
  • свыше 5 лет у 5,1%;
  • свыше 10 лет у 23%;
  • свыше 20 лет у 69,3%.

Мужчин в коллективе 6, а женщин 33. Но преобладает возраст старше 40 лет.

В школе трудится сложившийся работоспособный стабильный коллектив специалистов, что выражается

а) в единении личных целей сотрудников с целями и ценностями коллектива;

б) в наличии корпоративных традиций, символов, ритуалов;

в) в нормах и правилах поведения и системы стимулирования.

Управленческая группа школы – 4 человека: директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, заместитель по административно-хозяйственной работе. Из них высшую категорию имеют 2 человека, первую квалификационную категорию – 2 чел. По стажу работы свыше 20 лет – 3 человека, до 5 лет – 1 чел. Высшее образование у всех.

В имидже управленцев важны не только профессионально-квалификационные показатели, но и внешний вид, речевое поведение, умение защищать корпоративные ценности и учитывать личные интересы сотрудников, уровень образованности и стрессоустойчивость, умение принимать единоличные решения, готовность к поиску нестандартных форм преодоления возникающих в ежедневной практике проблем.

Родители воспитанников не могут не почувствовать ответственность, внимательность, терпение, доброжелательность и другие, определяющие имидж персонала, качества.

Особенно члены родительского комитета выделяют уровень взаимоотношений между учителями, учителя – ученики, учителя – родители; а также умение бесконфликтно решать возникающие проблемы.

Опрос родителей воспитанников нашей школы показал нам, что попадает в их поле зрения при поступлении ребенка в С(К)ОШ:

- комфорт и уют в школе, двухразовое бесплатное питание;

- наличие охраны и дежурных, безопасность пребывания ребенка;

- освещенность школьной территории и подходов; близость остановок общественного транспорта;

- наглядное оформление и доступность информации.

И эти впечатления о школе, как правило, оказываются самыми прочными.

В С(К)ОШ издается своя газета “Вера. Надежда. Любовь”, позволяющая отразить будни и праздники школы, личные победы и достижения учеников и рассказать о возможностях школы. В газете много фотографий.

Наш практический опыт показал, что первое впечатление формируется

  • содержанием на 9-10%,
  • голосом и речью на 37-40%;
  • внешними факторами на 50-54%.

Визуальные впечатления о школе хранятся в индивидуальной и социальной памяти и считаются у специалистов сильным инструментом воздействия на потребителя образовательных услуг.

Однако не менее существенным элементом репутации С(К)ОШ является социальный имидж, который помогает

а) в создании позитивного образа школы;

б) в проведении социально-значимых мероприятий;

в) в стимулировании труда сотрудников.

Общественность района одобряет и положительно реагирует, когда воспитанники школы помогают в благоустройстве бульвара Октябрьского проспекта, в уходе за цветниками, а в зимнее время на территории коррекционного детского сада убирают снег и заливают горки; выступают с концертами перед ветеранами и в реабилитационном центре.

Для С(К)ОШ нелегко стать известным учреждением в бизнес-среде, ведь бизнес-имидж определяется не только качеством предоставляемых образовательных услуг, но и деловой активностью. Известностью в бизнес-сообществе школа обязана публикациям в кировских деловых изданиях “Меркурий”, “Товар - деньги - товар” и др. Благодаря этому сложилась практика благотворительной поддержки школы со стороны ряда фирм. Сделаны первые попытки участия в выставках Вятской торгово-промышленной палаты и социальных форумах.

В сегодняшних непростых условиях, когда определены ориентиры и выверены цели деятельности С(К)ОШ по формированию позитивного педагогического имиджа стало понятно что и для чего делать, во что вкладываться и направлять ресурс. Есть понимание в коллективе, что для достижения устойчивого и продолжительного успеха, необходим сильный позитивный корпоративный имидж, так как конкурентная борьба все чаще ведется не между организациями и услугами, а между имиджами. Сильный позитивный педагогический имидж защищает С(К)ОШ от атак конкурентов и облегчает доступ к финансовым, информационным и человеческим ресурсам.