Задачи занятия:
- Выделение и характеристика звука [й’], установление отсутствия пары по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
- развитие фонематического слуха, формирование навыка чтения.
Учебно-методическое обеспечение: Букварь. Репкин В.В. Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова.
Время реализации занятия: 45 минут.
- Операционная среда: Microsoft Office Word-2003, Microsoft Office PowerPoint-2003, InterWrite.
- Наглядная презентации учебного материала.
- Технологический сценарий: последовательная модель.
Слайд 1 – урок обучения грамоте
Слайд 2 – речевая гимнастика
Слайд 3 – ключевые слова
Слайд 4 – картинки для выделения нового звука
Слайд 5 – тема урока
Слайд 6 – постановка целей урока
Слайд 7, 9 – Знайка
Слайд 8 – выбери модель звука
Слайд 10 – модели
Слайд 11 – Йй
Слайд 12 – физминутка
Слайд 13 – читаем вместе
Слайд 14 – итоговые вопросы
Слайд 15 – рефлексия
Слайд 16 – Молодцы, ребята!
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности
- развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради для печатания, модели звуков, листы и модели для групповой работы, дневники для рефлексии.
Карта занятия.
№ п/п | Комментарий хода урока | Время (мин) |
№ слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | ||
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||||
1 | Мобилизующий этап | 1 мин | 1 | Внимание | Культура эмоций Коммуникативная культура |
|
2 | Актуализация опорных знаний | 8 мин | 2, 3 | Память, внимание | Точность, уместность, выразительность речи Коммуникативная культура Самостоятельность. Активность |
|
3 | Выведение темы и постановка целей урока. | 5 мин | 4, 5, 6 | Мышление | Аргументированность Системность Аналитичность Самостоятельность. Активность |
|
4 | Открытие детьми нового знания | 10мин | 7, 8, 9 | Мышление, память, организованность | Ясность речи Активность Самостоятельность Любознательность |
|
5 6 |
Знакомство с буквой Физминутка |
4 мин 2 мин |
10, 11 12 |
Внимание | Гибкость Ясность речи Коммуникативная культура Аналитичность |
|
7
|
Первичное закрепление: чтение слов, работа в группах
Работа с текстом |
6 мин
|
13 | Внимание, мышление | Ответственность Рефлексивность Любознательность Гибкость Коммуникативная культура Аналитичность Активность |
Ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. | Организационный момент. Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся. Подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы у нас все получилось сегодня на уроке, и вы сможете подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний. |
|
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. |
Актуализация знаний. Мы сегодня отправляемся в очередное путешествия по страницам “Букваря” – к открытию новых знаний. В любом путешествии нам необходим багаж, а в нашем путешествии это наши знания, которые пригодятся сегодня на уроке. С чего начнем? а) Речевая разминка: – Какие виды речи вы знаете? А в устной речи? Слайд 3. – Из чего состоят предложения? б) Работа в парах Игра “Угадай звук”
Выведение темы и постановка целей урока. Вот вы и готовы к новым открытиям. Сейчас еще раз назовите предметы на экране и найдите одинаковый незнакомый вам звук, сформулируйте тему урока. Слайд 5. Что же мы сегодня должны узнать новое? Слайд 6. Открытие детьми нового знания. а) К нам в гости на урок пришел сказочный герой. В его имени 2 слога,
он много читает и поэтому много знает. Какой герой у нас в гостях.
Слайд 7. Проведите исследование, дайте характеристику звука, подберите модель. Слайд 8. Знайка послушал ваши рассуждения и сказал, что в характеристике звука требуется кое-что уточнить. Слайд 9. Есть ли пара? б) Узнай звук в словах. Знайка очень любит читать. Вот о чем он прочитал недавно в книгах. Если вы услышите наш новый звук, показывайте модель. О войне, о пустыне, о тайге, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде. А как вы думаете Знайка больше всего любит йогурт или кисель? Знакомство с буквой. Знайка приготовил для вас еще одно задание: его имя представить в виде моделей. С какими моделями слов мы знакомы? Слайд 10. Какую модель мы уже можем построить, а какую нет?
Давайте поработаем со звуками слова “Знайка”. А какой же буквой мы обозначим звук [й’]? Давайте откроем ее на ленте. Слайд 11. Физминутка “Мышки” Слайд 12. Первичное закрепление. 1) Чтение слов. Букварь с. 4 Какие слова даны, почему эти? Проверим наши открытия (проговорим)
2) Работа в группах. Выбираете любое слово со с.4 и составляете модель на листах, как готовы => представитель к доске. Работа с текстом.
Итог урока. Рефлексия. Что нового узнали? Чему научишь? Слайд 14. Оцените свою работу в дневниках: О – зеленый. Слайд 16. |
Письменная речь, устная речь. Из слов. (Ребята перечисляют основные признаки) Дети в парах угадывают звук по его характеристике и находят его модель в раздаточном материале.
Это майка. Лайка Получилось слово “гайка”.
Звук [й’] и буква, которая его обозначает.
Дать характеристику звука, познакомиться с буквой, научиться читать слоги, слова с новой буквой
Знайка Дети самостоятельно исследуют звук, произнося его, и подбирают модель: это звук согласный, звонкий, мягкий. Попробовав подобрать пару по отработанному алгоритму, дети приходят к выводу, что новый звук не имеет пару и по звонкости – глухости, и по твердости – мягкости.
Йогурт, потому что в этом слове есть звук [й’].
Звуковую можем, а буквенную пока нет, так как мы не познакомились с новой буквой и не открыли ее на ленте букв. Один ученик у доски с магнитными моделями, остальные в тетрадочках для печатания.
Буква находится в верхнем ряду, так как она обозначает звонкий звук.
Нет слогов слияния Ребята анализируют слова каждого столбика и находят лишнее слово, называют признак выделения. ГРУППА НАКЛЕИВАЕТ НА ЛИСТЫ МОДЕЛИ ЗВУКОВ ВЫБРАННОГО СЛОВА |