Урок обучения грамоте "Звук [й'], буква Йй. "Букварь" В.В. Репкина

Разделы: Начальная школа


Задачи занятия:

  1. Выделение и характеристика звука [й’], установление отсутствия пары по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
  2. развитие фонематического слуха, формирование навыка чтения.

Учебно-методическое обеспечение: Букварь. Репкин В.В. Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  1. Операционная среда: Microsoft Office Word-2003, Microsoft Office PowerPoint-2003, InterWrite.
  2. Наглядная презентации учебного материала.
  3. Технологический сценарий: последовательная модель.

Слайд 1 – урок обучения грамоте
Слайд 2 – речевая гимнастика
Слайд 3 – ключевые слова
Слайд 4 – картинки для выделения нового звука
Слайд 5 – тема урока
Слайд 6 – постановка целей урока
Слайд 7, 9  – Знайка
Слайд 8 – выбери модель звука
Слайд 10 – модели
Слайд 11 – Йй
Слайд 12 – физминутка
Слайд 13 – читаем вместе
Слайд 14 – итоговые вопросы
Слайд 15 – рефлексия
Слайд 16 – Молодцы, ребята!

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  2. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
  3. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности
  4. развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради для печатания, модели звуков, листы и модели для групповой работы, дневники для рефлексии.

Карта занятия.

№ п/п Комментарий хода урока Время

(мин)

№ слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
1 Мобилизующий этап 1 мин 1 Внимание Культура эмоций
Коммуникативная культура
2 Актуализация опорных знаний 8 мин 2, 3 Память, внимание Точность, уместность, выразительность речи
Коммуникативная культура
Самостоятельность.
Активность
3 Выведение темы и постановка целей урока. 5 мин 4, 5, 6 Мышление Аргументированность
Системность
Аналитичность
Самостоятельность.
Активность
4 Открытие детьми нового знания 10мин 7, 8, 9 Мышление, память, организованность Ясность речи
Активность
Самостоятельность
Любознательность
5

6

Знакомство с буквой

Физминутка

4 мин

2 мин

10, 11

12

Внимание Гибкость
Ясность речи
Коммуникативная культура
Аналитичность
7

 


8

Первичное закрепление: чтение слов, работа в группах

 

Работа с текстом

6 мин

 


7 мин

13 Внимание, мышление Ответственность
Рефлексивность
Любознательность
Гибкость
Коммуникативная культура
Аналитичность
Активность

Ход урока:

Этап урока Действия учителя Действия учеников
1. Организационный момент.

Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся. Подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы у нас все получилось сегодня на уроке, и вы сможете подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

7.

 

 

 

 

8.

 

 

9.

Актуализация знаний.

Мы сегодня отправляемся в очередное путешествия по страницам “Букваря” – к открытию новых знаний. В любом путешествии нам необходим багаж, а в нашем путешествии это наши знания, которые пригодятся сегодня на уроке. С чего начнем?

а) Речевая разминка:

– Какие виды речи вы знаете?
– Из чего состоит наша речь? Слайд 2.
– Как выделяем предложения на письме?

А в устной речи? Слайд 3.

– Из чего состоят предложения?
– Из чего состоят слова?
– На какие группы разделили все звуки?
– Гласные звуки?
– Согласные звуки?

б) Работа в парах

Игра “Угадай звук”

 

Выведение темы и постановка целей урока.

Вот вы и готовы к новым открытиям.
А теперь посмотрите на интерактивную доску. Слайд 4.
Что за предмет вы видите на экране?
Замените звонкий согласный другим звонким непарным, чтобы получилось слово, обозначающее породу собак.
А теперь вновь замените звонкий согласный, только звонким парным, чтобы получилась деталь, предназначенная для скрепления чего-нибудь.

Сейчас еще раз назовите предметы на экране и найдите одинаковый незнакомый вам звук, сформулируйте тему урока.

Слайд 5.

Что же мы сегодня должны узнать новое?

Слайд 6.

Открытие детьми нового знания.

а) К нам в гости на урок пришел сказочный герой. В его имени 2 слога, он много читает и поэтому много знает. Какой герой у нас в гостях. Слайд 7.
Почему он пришел к нам на этот урок?

Проведите исследование, дайте характеристику звука, подберите модель.

Слайд 8.

Знайка послушал ваши рассуждения и сказал, что в характеристике звука требуется кое-что уточнить. Слайд 9.

Есть ли пара?

б) Узнай звук в словах.

Знайка очень любит читать. Вот о чем он прочитал недавно в книгах. Если вы услышите наш новый звук, показывайте модель.

О войне, о пустыне, о тайге, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

А как вы думаете Знайка больше всего любит йогурт или кисель?
А какой месяц в году самый любимый для Знайки?

Знакомство с буквой.

Знайка приготовил для вас еще одно задание: его имя представить в виде моделей. С какими моделями слов мы знакомы?

Слайд 10.

Какую модель мы уже можем построить, а какую нет?

 

Давайте поработаем со звуками слова “Знайка”.

А какой же буквой мы обозначим звук [й’]?
А кто из вас с этой буквой знаком?
Как она называется, на какую букву похожа?

Давайте откроем ее на ленте.
Где она может быть?

Слайд 11.

Физминутка “Мышки” Слайд 12.
Назовите слово, в котором есть наш звук.

Первичное закрепление.

1) Чтение слов.
Со звуком и буквой мы познакомились, а чему еще должны научиться?
Читать слова и слоги? Слайд №13

Букварь с. 4

Какие слова даны, почему эти? Проверим наши открытия (проговорим)
Что еще заметим?
Доска: слоги ай, ой, эй. Что это?
Столбики:
– прочитали вполголоса
– лишние слово (читаем, говорим)

 

2) Работа в группах.

Выбираете любое слово со с.4 и составляете модель на листах, как готовы => представитель к доске.

Работа с текстом.

  • предположения по заглавию, по иллюстрации, по ключевым словам;
  • первичное чтение, проверка предположений;
  • деление на слоги, подчеркивание слов с новой буквой.
  • фронтальное чтение

Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали? Чему научишь?

Слайд 14.
Слайд 15.

Оцените свою работу в дневниках:

О – зеленый.
Я работал активно, у меня все получилось, урок прошел удачно.
О – желтый.
Сегодня на уроке не все задания были такими уж легкими, но я справился, у
 меня получилось.
О – красный
Задания на уроке были очень трудными, я не справился. Мне нужна помощь.

Слайд 16.

 

 

 

 

 

Письменная речь, устная речь.
Из предложений.
С помощью заглавной буквы и ! ? .
С помощью пауз.

Из слов.
Из звуков.
Гласные и согласные.

(Ребята перечисляют основные признаки)

Дети в парах угадывают звук по его характеристике и находят его модель в раздаточном материале.

 

 

 

Это майка.

Лайка

Получилось слово “гайка”.

 

Звук [й’] и буква, которая его обозначает.

 

Дать характеристику звука, познакомиться с буквой, научиться читать слоги, слова с новой буквой

 

 

Знайка
В его имени есть звук [й’].

Дети самостоятельно исследуют звук, произнося его, и подбирают модель: это звук согласный, звонкий, мягкий.

Попробовав подобрать пару по отработанному алгоритму, дети приходят к выводу, что новый звук не имеет пару и по звонкости – глухости, и по твердости – мягкости.

 

 

 

Йогурт, потому что в этом слове есть звук

[й’].
Май.

  • звуковая модель
  • буквенная модель

 

Звуковую можем, а буквенную пока нет, так как мы не познакомились с новой буквой и не открыли ее на ленте букв.

Один ученик у доски с магнитными моделями, остальные в тетрадочках для печатания.

 

 

Буква находится в верхнем ряду, так как она обозначает звонкий звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет слогов слияния
Это маленькие слова

Ребята анализируют слова каждого столбика и находят лишнее слово, называют признак выделения.

ГРУППА НАКЛЕИВАЕТ НА ЛИСТЫ МОДЕЛИ ЗВУКОВ ВЫБРАННОГО СЛОВА
По звуковой модели дети определяют и называют слово, которое выбрала группа.